Собибор

Собибор

2D
12+

драма / военный / история

Россия

История сопротивления человеческого духа бездушной машине уничтожения. В октябре 1943 года заключённые лагеря Собибор во главе с лейтенантом Красной Армии Александром Печерским поднимают восстание - единственное успешное восстание в нацистском лагере смерти.

Отзывы


28 мая 2018

Фильм «Собибор» не оставил никаких эмоций. Ну то есть совсем. И это очень плохо. Нет ничего хуже произведения, оставляющего равнодушным. В таких случаях лучше бы оно было отвратительным, но нет, фильм...

Развернуть

Фильм «Собибор» не оставил никаких эмоций. Ну то есть совсем. И это очень плохо. Нет ничего хуже произведения, оставляющего равнодушным. В таких случаях лучше бы оно было отвратительным, но нет, фильм не провальный. Его главная проблема — он абсолютно средний. Причем, и в социальном плане он тоже совершенно ничего не несет.

Если коротко срезюмировать: это история, в которой напичкано всё, присущее фильмам про концлагеря. Он просто «один из», не более. Очевидно, что господин Хабенский рассчитывал и на мировую, прежде всего европейскую, а значит польскую, аудиторию. Отсюда и трехминутное участие «матильды» Ольшанской, например.

Для привлечения аудитории была приглашена и актриса Кожевникова, только непонятно зачем. Потому что это самая глупая роль, что я видел вообще. Но ее нельзя было не запихать (вместе с Ольшанской) на постер, поэтому запихали.

А в остальном, как уже отметил выше, это совершенно типичная история с абсолютно типичными диалогами. Все вроде бы к месту, и сильно не придерешься, как и сильно не обрадуешься, но вот что-то не то.

Скажу, что первый блин у Хабенского-режиссера вышел не на ура, но мало ли, не он первый в такой ситуации. Как актер он пока куда ближе всем нам, и любимее, чем как режиссер. Почему-то на память приходит… Ален Делон. Вот он когда-то тоже решил попробовать в режиссуре, даже снял пару фильмов. Не сказать, что очень плохих, но быстро понял, что тягаться с настоящими режиссерами не может и забросил это дело. Не знаю, последует ли Хабенский по его пути. Тут либо снимать второй фильм и всё станет ясно, либо забросить. Решать уже ему, а мне остается пожелать ему удачи.

5 из 10

Свернуть
25 мая 2018

Дебютная работа — ключевой эпизод в биографии любого режиссёра, от неё зависит профессиональная судьба: пополнит «новичок» клуб кинематографистов или навсегда останется автором одной неудачной картины...

Развернуть

Дебютная работа — ключевой эпизод в биографии любого режиссёра, от неё зависит профессиональная судьба: пополнит «новичок» клуб кинематографистов или навсегда останется автором одной неудачной картины. Возникает двойная ответственность, если в режиссёрском кресле дебютирует человек, уже сделавший в кинематографе себе имя, пусть и в иной роли: в таком случае работа точно не останется незамеченной, её обязательно исследуют критики-профессионалы, а кинолюбители выскажут своё мнение, рождая «сарафан». Судить будут очень строго, поскольку отечественный кинематограф — популярная мишень для разномастных острословов, чьи колкости порой бывают даже излишни. На этой арене ошибок не простят.

В канун светлого праздника 9 мая на экраны вышла режиссёрская работа Константина Хабенского «Собибор», рассказывающая о единственном удачном побеге узников из немецкого концлагеря. Постановка картины на столь драматичную и резонансную тему — очень серьёзная задача даже для состоявшегося специалиста, поскольку здесь невозможно «замылить глаз» зрителю через спецэффекты, актёрам предстоит буквально прожить страдания своих персонажей, а режиссёру — привнести в фильм соответствующее настроение и заставить своих подопечных «раскрыться». Любую фальшь зритель моментально раскусит и не простит.

Справился ли с этой задачей Хабенский?

Без вступлений и прологов картина устремляет нас к одной из наиболее эмоциональных сцен фильма, расположенной уже в самом начале и задающей общий тон повествования. Здесь же автор впервые умышленно сбивает с толку и удивляет зрителя, вплетя в повествование очень эффектную героиню в исполнении получившей ранее некоторую известность актрисы Михалины Ольшански, которая, казалось бы, просто обязана играть в дальнейшем заметную роль, но… Фильм очень быстро становится столь же жесток как и сама жизнь.

Авторы достаточно любовно подошли к созданию персонажей, за ними действительно интересно наблюдать, им сопереживаешь. Но с другой стороны, ощущается и некоторая недосказанность: об отдельных личностях хотелось бы узнать подробнее (например, о ближайшем товарище Печерского в исполнении Романа Агеева или двух прекрасно сыгравших подростках), а кого-то чаще видеть на экране. С одной стороны, в этом есть недоработка, но с другой, если авторам удалось зрителя заинтересовать, значит, с главной задачей они справились. Возможно, кто-то по инерции примется ругать Марию Кожевникову только за то, что она — Мария Кожевникова, но в этой ленте актриса воплощала морально сломленную женщину, а эта роль требует скорее пассивности, чем буйства актёрских красок, и с этой несложной работой она справилась. К созданию образов немцев авторы фильма подошли столь же тщательно, как и к узникам концлагеря. В картине они — не безликие «штурмовики Звездных войн», а обладающие пусть и неброской, но собственной индивидуальностью. Один из них попал в СС по убеждению, другой слишком молод и не понимает, что творит, третий по-немецки педантичен и напоминает скорее «профессора» в форме, а кто-то топит себя на дне бутылки… Но все они буквально упиваются внезапно обретенной властью над людскими судьбами и незаметно для самих себя сходят с ума и теряют людской облик, так как творимое ими в рамки человечности не укладывается. И даже всемогущий комендант лагеря Карл Френцель (Кристофер Ламберт) в одной из ярких сцен перекладывает вину за свои деяния на собственного отца — так поврежденная нечеловечески жестокими деяниями психика палача защищает сама себя. Присутствуют в фильме и приспешники немцев — еврейские капо и местные так называемые коллаборационисты (то есть предатели), но они только «обозначены». Большего эти презренные личности и не заслуживают.

Не все темы, поднятые в фильме, очевидны и сами бросаются в глаза: кроме «естественного» противопоставления надсмотрщиков и заключенных здесь присутствуют и более тонкие конфликты. Один из них заключен во взаимоотношениях Печерского и девушки-узницы Люки. Люка в фильме представляется зрителю скорее искусителем, нежели возлюбленной. Но искушение это не плотское, а идейное. На протяжении нескольких сцен Люка убеждает Александра в том, что для спасения им не требуется вступать на путь борьбы, достаточно просто ждать и верить в благоприятный исход. Печерский же сперва сомневается в собственной возможности возглавить бунт, но потом приступает к решительным действиям. В этом заключён антагонизм двух людей и мировоззрений. В результате, красноармеец спасает группу, а Люка погибает (когда все бежали, она укрывалась). В таком итоге заключены как минимум два авторских посыла. Первый: когда судьба отчётливо подталкивает к действию — действуй, отсидеться не получится, погибнешь. Второй: в реальной жизни героями становятся люди, ранее бывшие самыми обыкновенными, которым, как и всем, свойственны сомнения и колебания. Разница между Героем и простым человеком состоит исключительно в Поступке, сделанном или не сделанном. Физиологические особенности в виде квадратной челюсти и костюма супермена определяют «рэмбо» только в низкопробных боевиках.

На протяжении всего развития лента перенасыщена сценами жестокости и смерти, и в кульминации — сценах подготовки и побега — авторам должно было понадобиться всё мастерство для того, чтобы удерживать зрительское внимание и не позволить принять расправу узников над надсмотрщиками за «лишь ещё одно убийство, коих уже было показано множество». Момент начала исполнения плана стал одним из самых напряженных, чему особенно способствовали персонажи-подростки: юные актёры великолепно отразили моральный «слом», переживаемый в этот момент их герои, необходимый для того, чтобы справиться с задачей, непосильной для некоторых взрослых.

В развязке картины режиссёр Хабенский отошёл от «классической» манеры повествования и прибег к «экспериментам». Фильм завершается кадрами, на которых в замедленной съемке узники под огнем пулемёта сносят ограды и обретают свободу. Визуальный приём, к которому прибег режиссёр — это не «избитое» слоу-мо, позволяющие под наиболее эффектными ракурсами увидеть коронный удар супергероя. Нет, замедленная съёмка призвана в кульминации показать значимость события, которые переживают люди, только что переставшие быть рабами и вещами, отразить пропасть между двумя этими состояниями, разделёнными «физически» лишь ограждениями. Мы видим, как ближайший соратник Печерского, погибнув в «физическом» мире, на экране обретает свободу, а заключённые с последним поклоном Френцелю, отбрасывают привитые им немцами рабские инстинкты и вновь обретают возможность улыбаться расстилающейся перед ними свободе. Финальная сцена метафорически показывает нам человека, оглушённого этой свободой.

Безусловно, в картине присутствуют некоторые моменты, которые, по мнению зрителей, могли быть исполнены несколько иначе. Можно было бы рассказать больше о жизни и боевом пути Печерского до попадания в Собибор, наделить «периферийных» узников своими развёрнутыми биографиями. Но сама возможность реализации этого вызывает вопросы, поскольку первая сцена фильма очень хороша, а открыть картину одновременно и боем под Минском, и прибытием партии евреев в Собибор — невозможно. Более развернутый рассказ об узниках же скорее всего дестабилизировал бы очень хорошо выдержанный в фильме баланс между повествованием и «экшеном», попытка вновь уравновесить который вывела бы и без того немаленькую картину за разумные рамки хронометража.

9 из 10

Свернуть
18 мая 2018
Willkommen in Sobibor

«Собибор» Константина Хабенского — это экранизация одной из страниц истории о существовавшем на территории Польши нацистском концентрационном лагере смерти. На сегодня не вызывает сомнений, что данная...

Развернуть

«Собибор» Константина Хабенского — это экранизация одной из страниц истории о существовавшем на территории Польши нацистском концентрационном лагере смерти. На сегодня не вызывает сомнений, что данная кинолента займёт своё достойное место в ряду подобных картин. Режиссёрский дебют Хабенского, который также сыграл и одну из главных ролей в фильме, можно, в целом, считать удачным — на исходе второй недели проката фильм всё ещё собирает полные залы и имеет рейтинг выше среднего.

Действие всего фильма происходит в границах лагеря «Собибор», декорации и окружение соответствуют своей исторической эпохе и географической местности. Расположение построек, быт и хозяйственная деятельность воссозданы подробно и в деталях: бытовой комплекс, мастерские, цеха, газовые камеры. Авторы постарались предельно реалистично показать на экране жизнь заключённых, большинство аспектов здесь выглядит правдоподобно.

По жанру фильм является исторической драмой в соотношении 30/70. Драмы здесь гораздо больше — это и смерть, и страх, и боль утраты людей, оказавшихся в безвыходной ситуации под пытками и издевательствами фашистских оккупантов. Временами фильм, действительно, смотрится «тяжело», многие сцены необоснованной жестокости и садизма шокируют и заставляют ужаснуться. Но это — правда и часть истории, которую нацисты пытались стереть, вычеркнуть из памяти поколений (не получилось). Собибор показан, каким он был — у зрителя не должно оставаться иллюзий по поводу того, что есть обыкновенный фашизм. В этом плане за смелость и стремление к исторической справедливости хочется сказать атворам фильма — спасибо.

Актёрская игра выполнена на высоком уровне. Удалось правдоподобно показать чувства узников лагеря — страх, обреченность, смирение и скорбь с одной стороны, и жестокость и вседозволенность офицерской верхушки надсмотрщиков (отмечю именно игру немецких офицеров — образы ярых нацистов и приспешников фюрера воссозданны филигранно).

Звуковое сопровождение не вызывает нареканий, поскольку оно получилось обычным и особо не запоминающимся. Не портит общей картины — и на том спасибо.

В плане сценария авторы, на мой взгляд, немного увлеклись показом жизни лагеря, из-за чего, собственно, самому восстанию оказалось уделено мало времени. Концовка вышла несколько скомканной, а кульминация, так и вовсе, укладывается в 5—10 минут. В финале символизм убегающего в поля еврейского мальчика также не нашёл у меня особого понимания, сцена оказалась слишком затянутой.

В итоге, «Собибор» вписывается в исторические реалии, показывая одну из страниц трагедии Холокоста. Фильм отлично культивирует у зрителя ненависть к фашизму и непринятие этой античеловеческой идеологии, при этом освежая память поколений. Полезная экранизация на фоне того, что некоторые уже стали забывать, что такое фашизм. А этого забывать нельзя.

8 из 10

Свернуть
17 мая 2018
Собибор: синоним жизни на всех языках

Зал проводил титры аплодисментами. Показ состоялся в самом сердце цветущего Тель-Авива. А я посмотрел его в оливковой форме, будучи солдатом-международником израильской армии. И этот триумф отзывается...

Развернуть

Зал проводил титры аплодисментами. Показ состоялся в самом сердце цветущего Тель-Авива. А я посмотрел его в оливковой форме, будучи солдатом-международником израильской армии. И этот триумф отзывается эхом тех событий, что происходили в Собиборе. Великих Побед было несколько, и эта, в лагере уничтожения Собибор — одна из них.

О Холокосте снято немало фильмов. Но всё ещё мало. Слишком много достойных фильмов на эту тему не бывает. О Второй Мировой войне — ещё больше. И всё же, продолжают снимать. Чтобы вспомнили, где мы были, и поняли, где мы сейчас. То, что снял Хабенский, его дебют — тоже своего рода триумф. Этот фильм достоин быть впереди символической коллекции фильмов о Холокосте, Войне, Победе, триумфе человеческой воли и духа.

Фильм смотрится на одном дыхании, изредка заставляя вздрогнуть то ли где-то от чрезмерной жестокости, то ли от правдободобности происходящего. А ведь это российский фильм. О межнациональной победе. Знаете, когда израильтяне приезжают в Москву в музей мемориальной синагоги на Поклонной горе, им показывают более «„мягкую“» версию видеохроники Холокоста. Они не привыкли к насилию, не могут смотреть на него. А русские, значит, могут? Может, потому и возник герой Печерский, из крови и плоти, но со стальными нервами и желанием жить по-настоящему.

Безусловно, один из лучших фильмов о Холокосте и Второй Мировой войне. Сегодня модно ругать Россию во всём, в том числе и кинематограф. Но этот дебют Хабенского более чем достоин той популярности, какую уже обеспечил этому фильму и этой уникальной истории международного героизма. Тель-Авив чтит память героев, подаривших будущее этой цветущей стране. В этом году 9 мая стал официальным праздником в Израиле.

10 из 10

Свернуть
15 мая 2018
Побег из Собибора

Лагерь смерти был в Польше в месте под названием Собибор, оттуда и пошло название лагеря, туда свозили пленных со всей Европы и большую часть людей просто убивали в газовых камерах, оставались единицы...

Развернуть

Лагерь смерти был в Польше в месте под названием Собибор, оттуда и пошло название лагеря, туда свозили пленных со всей Европы и большую часть людей просто убивали в газовых камерах, оставались единицы для грязных работ по лагерю. Из истории: «Комендантом лагеря с апреля 1942 был оберштурмфюрер СС Франц Штангль, его штаб состоял из около 30 унтер-офицеров СС, многие из которых имели опыт участия в программе по эвтаназии. Рядовых охранников для несения службы по периметру лагеря набрали из коллаборационистов — бывших военнопленных из Красной Армии, в основной своей массе (90—120 чел.) украинцев — так наз. «травников», в связи с тем, что большинство из них прошли обучение в лагере «Травники» и гражданских добровольцев.»

Константин Хабенский безусловно талантливый актер, обычно человека всегда хвалят, перед тем как его поругать, но режиссер из него пока еще не Тарковский. Пойдя по стопам своего коллеги Данилы Козловского, он снял драму о трагических событиях Второй Мировой Войны в Лагере Смерти и кино получилось не однозначным. Первый блин все таки комом, хотя этот ком можно съесть. Фильм получился страшным, не понятно как он получил одобрение +12, его нужно показывать подготовленному зрителю, моя жена, например плакала на казни сына Тараса Бульбы в одноименном фильме, а тут смерть в газовых камерах и нацист наблюдающий за этим, для поднятия своего либидо, проломленный череп, это не есть хорошо для восприятия детского разума.

Александр Печерский незаслуженно забытый нами, напоминает нам о себе и о своем героизме в фильме «Собибор». Проведя в лагере достаточно времени и понимая, что выходом из этого места будет только смерть, он готовит восстание. Мощная роль Константина, но одно «но» все же имеет место быть, это разговор с любимой, почему то вдруг вся война и все эти ужасы случились, что бы два одиноких сердца встретились, какая-то странная «Любовь с первого взгляда» получается. И еще мне не нравится, но это касается почти всех военных фильмов последних лет, почему героем становится тот, кто отрицает заветы Ильича и чувствует себя «белой вороной» среди советских граждан, хотя даже не военные «Движение вверх» позиционировали это. Тут такая же ситуация, Печерский отбрасывает советские идеалы и став просто человеком совершает подвиг. Ощущение, что фильм сняли в угоду европейскому сообществу и Израилю, где не приемлемы советские идеалы и не стали бы сочувствовать и давать большие награды борющимся за Родину, за Сталина… Это все таки искажение правды.

И тем, кто говорит, что это первый фильм наших режиссеров про лагеря нацистов, вспомните Сергея Бондарчука с «Судьбой человека» по рассказу Шолохова и легендарное: «После первой, не закусываю…»

Кристофер Ламберт, снявшийся в таких картинах как «Смертельная битва», «Горец» и «Подземка», предстает тут в роли от которой я не ожидал от него, да с этим персонажем есть проблемы, проблемы разряда психологии, только плохой психолог будет винить в проблемах детские обиды. Но фашист получился пугающим и ублюдочным, это Джефри Баратеон из «Игры престолов» от Собибора.

В итоге, я не советую этот фильм детям и людям со слабой психикой, впечатлительным натурам, советую почитать историю, могу посоветовать читать статьи в Фейсбуке Георгия Зотова, где он описывает события как есть, не занимая ничью сторону, а излагая голые факты из официальных документов и все таки пойти на этот фильм, что бы разделить овес и плевел. И только тогда фильм может на вас повлиять, оставить у вас в душе след о ужасах которые не должны больше повторится никогда.

7 из 10

Свернуть

Сегодня в кино