Собибор

Собибор

2D
12+

драма / военный / история

Россия

История сопротивления человеческого духа бездушной машине уничтожения. В октябре 1943 года заключённые лагеря Собибор во главе с лейтенантом Красной Армии Александром Печерским поднимают восстание - единственное успешное восстание в нацистском лагере смерти.

Отзывы


18 мая 2018
Willkommen in Sobibor

«Собибор» Константина Хабенского — это экранизация одной из страниц истории о существовавшем на территории Польши нацистском концентрационном лагере смерти. На сегодня не вызывает сомнений, что данная...

Развернуть

«Собибор» Константина Хабенского — это экранизация одной из страниц истории о существовавшем на территории Польши нацистском концентрационном лагере смерти. На сегодня не вызывает сомнений, что данная кинолента займёт своё достойное место в ряду подобных картин. Режиссёрский дебют Хабенского, который также сыграл и одну из главных ролей в фильме, можно, в целом, считать удачным — на исходе второй недели проката фильм всё ещё собирает полные залы и имеет рейтинг выше среднего.

Действие всего фильма происходит в границах лагеря «Собибор», декорации и окружение соответствуют своей исторической эпохе и географической местности. Расположение построек, быт и хозяйственная деятельность воссозданы подробно и в деталях: бытовой комплекс, мастерские, цеха, газовые камеры. Авторы постарались предельно реалистично показать на экране жизнь заключённых, большинство аспектов здесь выглядит правдоподобно.

По жанру фильм является исторической драмой в соотношении 30/70. Драмы здесь гораздо больше — это и смерть, и страх, и боль утраты людей, оказавшихся в безвыходной ситуации под пытками и издевательствами фашистских оккупантов. Временами фильм, действительно, смотрится «тяжело», многие сцены необоснованной жестокости и садизма шокируют и заставляют ужаснуться. Но это — правда и часть истории, которую нацисты пытались стереть, вычеркнуть из памяти поколений (не получилось). Собибор показан, каким он был — у зрителя не должно оставаться иллюзий по поводу того, что есть обыкновенный фашизм. В этом плане за смелость и стремление к исторической справедливости хочется сказать атворам фильма — спасибо.

Актёрская игра выполнена на высоком уровне. Удалось правдоподобно показать чувства узников лагеря — страх, обреченность, смирение и скорбь с одной стороны, и жестокость и вседозволенность офицерской верхушки надсмотрщиков (отмечю именно игру немецких офицеров — образы ярых нацистов и приспешников фюрера воссозданны филигранно).

Звуковое сопровождение не вызывает нареканий, поскольку оно получилось обычным и особо не запоминающимся. Не портит общей картины — и на том спасибо.

В плане сценария авторы, на мой взгляд, немного увлеклись показом жизни лагеря, из-за чего, собственно, самому восстанию оказалось уделено мало времени. Концовка вышла несколько скомканной, а кульминация, так и вовсе, укладывается в 5—10 минут. В финале символизм убегающего в поля еврейского мальчика также не нашёл у меня особого понимания, сцена оказалась слишком затянутой.

В итоге, «Собибор» вписывается в исторические реалии, показывая одну из страниц трагедии Холокоста. Фильм отлично культивирует у зрителя ненависть к фашизму и непринятие этой античеловеческой идеологии, при этом освежая память поколений. Полезная экранизация на фоне того, что некоторые уже стали забывать, что такое фашизм. А этого забывать нельзя.

8 из 10

Свернуть
17 мая 2018
Собибор: синоним жизни на всех языках

Зал проводил титры аплодисментами. Показ состоялся в самом сердце цветущего Тель-Авива. А я посмотрел его в оливковой форме, будучи солдатом-международником израильской армии. И этот триумф отзывается...

Развернуть

Зал проводил титры аплодисментами. Показ состоялся в самом сердце цветущего Тель-Авива. А я посмотрел его в оливковой форме, будучи солдатом-международником израильской армии. И этот триумф отзывается эхом тех событий, что происходили в Собиборе. Великих Побед было несколько, и эта, в лагере уничтожения Собибор — одна из них.

О Холокосте снято немало фильмов. Но всё ещё мало. Слишком много достойных фильмов на эту тему не бывает. О Второй Мировой войне — ещё больше. И всё же, продолжают снимать. Чтобы вспомнили, где мы были, и поняли, где мы сейчас. То, что снял Хабенский, его дебют — тоже своего рода триумф. Этот фильм достоин быть впереди символической коллекции фильмов о Холокосте, Войне, Победе, триумфе человеческой воли и духа.

Фильм смотрится на одном дыхании, изредка заставляя вздрогнуть то ли где-то от чрезмерной жестокости, то ли от правдободобности происходящего. А ведь это российский фильм. О межнациональной победе. Знаете, когда израильтяне приезжают в Москву в музей мемориальной синагоги на Поклонной горе, им показывают более «„мягкую“» версию видеохроники Холокоста. Они не привыкли к насилию, не могут смотреть на него. А русские, значит, могут? Может, потому и возник герой Печерский, из крови и плоти, но со стальными нервами и желанием жить по-настоящему.

Безусловно, один из лучших фильмов о Холокосте и Второй Мировой войне. Сегодня модно ругать Россию во всём, в том числе и кинематограф. Но этот дебют Хабенского более чем достоин той популярности, какую уже обеспечил этому фильму и этой уникальной истории международного героизма. Тель-Авив чтит память героев, подаривших будущее этой цветущей стране. В этом году 9 мая стал официальным праздником в Израиле.

10 из 10

Свернуть
15 мая 2018
Побег из Собибора

Лагерь смерти был в Польше в месте под названием Собибор, оттуда и пошло название лагеря, туда свозили пленных со всей Европы и большую часть людей просто убивали в газовых камерах, оставались единицы...

Развернуть

Лагерь смерти был в Польше в месте под названием Собибор, оттуда и пошло название лагеря, туда свозили пленных со всей Европы и большую часть людей просто убивали в газовых камерах, оставались единицы для грязных работ по лагерю. Из истории: «Комендантом лагеря с апреля 1942 был оберштурмфюрер СС Франц Штангль, его штаб состоял из около 30 унтер-офицеров СС, многие из которых имели опыт участия в программе по эвтаназии. Рядовых охранников для несения службы по периметру лагеря набрали из коллаборационистов — бывших военнопленных из Красной Армии, в основной своей массе (90—120 чел.) украинцев — так наз. «травников», в связи с тем, что большинство из них прошли обучение в лагере «Травники» и гражданских добровольцев.»

Константин Хабенский безусловно талантливый актер, обычно человека всегда хвалят, перед тем как его поругать, но режиссер из него пока еще не Тарковский. Пойдя по стопам своего коллеги Данилы Козловского, он снял драму о трагических событиях Второй Мировой Войны в Лагере Смерти и кино получилось не однозначным. Первый блин все таки комом, хотя этот ком можно съесть. Фильм получился страшным, не понятно как он получил одобрение +12, его нужно показывать подготовленному зрителю, моя жена, например плакала на казни сына Тараса Бульбы в одноименном фильме, а тут смерть в газовых камерах и нацист наблюдающий за этим, для поднятия своего либидо, проломленный череп, это не есть хорошо для восприятия детского разума.

Александр Печерский незаслуженно забытый нами, напоминает нам о себе и о своем героизме в фильме «Собибор». Проведя в лагере достаточно времени и понимая, что выходом из этого места будет только смерть, он готовит восстание. Мощная роль Константина, но одно «но» все же имеет место быть, это разговор с любимой, почему то вдруг вся война и все эти ужасы случились, что бы два одиноких сердца встретились, какая-то странная «Любовь с первого взгляда» получается. И еще мне не нравится, но это касается почти всех военных фильмов последних лет, почему героем становится тот, кто отрицает заветы Ильича и чувствует себя «белой вороной» среди советских граждан, хотя даже не военные «Движение вверх» позиционировали это. Тут такая же ситуация, Печерский отбрасывает советские идеалы и став просто человеком совершает подвиг. Ощущение, что фильм сняли в угоду европейскому сообществу и Израилю, где не приемлемы советские идеалы и не стали бы сочувствовать и давать большие награды борющимся за Родину, за Сталина… Это все таки искажение правды.

И тем, кто говорит, что это первый фильм наших режиссеров про лагеря нацистов, вспомните Сергея Бондарчука с «Судьбой человека» по рассказу Шолохова и легендарное: «После первой, не закусываю…»

Кристофер Ламберт, снявшийся в таких картинах как «Смертельная битва», «Горец» и «Подземка», предстает тут в роли от которой я не ожидал от него, да с этим персонажем есть проблемы, проблемы разряда психологии, только плохой психолог будет винить в проблемах детские обиды. Но фашист получился пугающим и ублюдочным, это Джефри Баратеон из «Игры престолов» от Собибора.

В итоге, я не советую этот фильм детям и людям со слабой психикой, впечатлительным натурам, советую почитать историю, могу посоветовать читать статьи в Фейсбуке Георгия Зотова, где он описывает события как есть, не занимая ничью сторону, а излагая голые факты из официальных документов и все таки пойти на этот фильм, что бы разделить овес и плевел. И только тогда фильм может на вас повлиять, оставить у вас в душе след о ужасах которые не должны больше повторится никогда.

7 из 10

Свернуть
12 мая 2018
Здесь птицы не поют…

Я посмотрел не так много картин о том, что происходило внутри концлагерей. Это «Мальчик в полосатой пижаме» и «Пианист», место действия которого не ограничено колючей проволокой. Так что фильм «Собибо...

Развернуть

Я посмотрел не так много картин о том, что происходило внутри концлагерей. Это «Мальчик в полосатой пижаме» и «Пианист», место действия которого не ограничено колючей проволокой. Так что фильм «Собибор» меня шокировал так, что в отдельные моменты мне хотелось уйти из зала. Однако все зрители, и я в том числе, остались до появления заключительных титров.

Много недостатков я в фильме не насчитал. Нацисты получились карикатурные, падкие на наживу и алкоголь, упивающиеся своей властью. Судя по рассказам некоторых из них, происходят они в основном из бедных семей. И вот перед ними ювелирные изделия, будто вывезенные из России в семнадцатом году, и кожаные изделия от французских мастеров, и масса людей со звездами Давида на спинах. При таких обстоятельствах ни один из них не проявил даже немного благоразумия. Быть может, именно поэтому единственное более или менее успешное восстание произошло именно в этом концлагере. Раз уж здесь такие надзиратели. Говорить об успехе, однако, трудно, учитывая, какое количество узников пострадало при побеге и после него.

Также недостатком можно было бы считать то, что характер главного героя — Александра Печерского не раскрыт. Совсем немного информации о том, что произошло в Минске, никакой информации о довоенной жизни, невнятные отношения с Люкой… Мне было непонятно, почему он некоторое время раздумывал о том, принять ли лидерство в готовящемся восстании, мне казалось, он с самого приезда в Собибор только об этом и думал. Но в целом я не считаю всё это большим минусом — таково было решение авторов, не фокусировать внимание на одном персонаже. Можно сделать вывод, что главным героем картины является не один из людей, а что-то более отвлеченное — сам лагерь, или смерть, или бесчеловечность, или выживание.

Достоинств у картины много. Актеры играют хорошо, в рамках отведенных им ролей. Некоторые персонажи мне показались неубедительными, например, Сельма. Но я считаю, это скорее промах сценаристов, нежели Марии Кожевниковой, которая сыграла неплохо и ушла от привычного образа. Персонаж Френцеля тоже не без греха, но и в этом я бы не стал винить Кристофера Ламберта. Хабенский в роли советского офицера какой-то феноменальной игры не показал, его работа не слишком отличалась от ролей в других его фильмах. Мне понравилась в этой картине польская красавица Михалина Ольшанска, приятно то, что она продолжает играть в российских фильмах.

В фильме преобладают темные цвета — серый, черный, коричневый, что вполне понятно и обоснованно. Никаких ярких цветов, кроме зеленой травы, которую мы не так часто видим, как и узники концлагеря. Саундрек слабоват, музыкальное сопровождение впечатлило лишь в сцене с «гонками с колесницами». Скрипачи, своей музыкой подчеркивающие безумие и отчаяние, царящие вокруг, напомнили сцену из фильма «Титаник», в которой музыканты тонущего лайнера решили играть, несмотря на обстоятельства.

В целом этот фильм мне понравился тем, что в отличие от многих других продуктов отечественной киноиндустрии, здесь нет явных закосов под Голливуд, в котором снято столько хороших фильмов на тему Холокоста. Фильм самобытный, но и иностранцы его легко поймут. В Собиборе звучит столько разных языков — идиш, немецкий, русский, польский, возможно, и другие. Это фильм, который нужно показывать людям (старше 18, желательно), о нем нужно говорить в СМИ, его постеров должно быть не меньше, чем постеров «Тренера» или очередных «Мстителей». Потому что этот фильм напоминает нам о трагедии, весь ужас которой нельзя сполна передать ни словами, ни музыкой, ни фильмами, трагедии, которая произошла не только с одним народом, а со всем человечеством.

Свернуть
12 мая 2018
Победившие смерть

Фильм «Собибор» я ждал ровно год. Тема холокоста, восстания в концлагере завершившаяся победой узников над эсэсовскими зверьми (назвать людьми язык не поворачивается) и того, что человек может повести...

Развернуть

Фильм «Собибор» я ждал ровно год. Тема холокоста, восстания в концлагере завершившаяся победой узников над эсэсовскими зверьми (назвать людьми язык не поворачивается) и того, что человек может повести за собой людей в борьбе за жизнь и свободу.

Стыдно представить, что в нашей стране, на слуху названия таких лагерей, как Освенцим, знаменитый не только количеством уничтоженных узников, но и своими воротами с надписью Arbeit macht frei (труд делает свободным), Освенцим-Биркенау, он же Бжезинка, печально знаменитый своими железнодорожными путями Бухенвальд со своей надписью «Jedem das seine», что переводится как «каждому своё» и Треблинка.

Это при том, что на оккупированной территории СССР были такие лагеря смерти как малый Тростинец (под Минском, уничтожено около 50 тысяч человек) и Саласпилс, который потомки недобитых эсэсовцев, называют чуть ли не лагерем отдыха. Но только по самым скромным подсчётам в Саласпилсе было уничтожено 100 тысяч человек. В ряду таких печально известных лагерей был Собибор.

Я не буду рассказывать про то, на сколько типов делились лагеря, какие были условия содержания. Про это есть немало книг. Порекомендую такие книги, как «Повседневная жизнь концентрационных лагерей» Станислава Аристова и «Крах тюремной империи нацизма» Семиряги.

Итак, режиссёрский дебют Константина Хабенского. Удался ли он? Полагаю, что да и попробую объяснить почему.

Во-первых: основными тонами картины выбраны тёмно-серые. Серое небо, серые декорации, серые оттенки формы эсэсовцев. Хабенский не стал обезьянничать и передирать у Спилберга в «Списке Шиндлера» и Кончаловского в «Рае» чёрно-белую гамму. Чёрно-белый цвет, вышеназванные постановщики использовали вдохновляясь кинохроникой запечатлевшей ужасы Освенцима и Треблинки. Если бы Хабенский пошёл по их пути, то «Собибор» ничем не отличался от других фильмов на эту тему.

Во-вторых: несмотря на некую штампованность фильма (прибытие поезд-аппель-газовая камера-зверства-капо-смерть), «Собибор» добавляет в общую канву повествования, частичку души. Когда я смотрел, у меня была пара слезинок. Даже другие фильмы на эту тему, не вызывали у меня слёз. Разве что «Иди и смотри». Кстати говоря, в некоторых сценах цитируется эта картина. Но по стилистике, этот фильм близок к «Сыну Сауля». Но справедливости ради стоит сказать, что «Собибор» — фильм не фестивальный, также не совсем коммерческий, то есть тот под который можно попить колу с поп-корном и сходить с девушкой.

В-третьих: хорошая операторская работа и работа художников-постановщиков. Каждая деталь, каждая мелочь в кадре находится не просто так. Именно так и выглядела фабрика смерти.

В-четвёртых: Идея фильма — идея единства ради общей цели, идея сделать всё что требуется ради свободы, мира и дальнейших поколений. Идея экуменизма. Не стоит искать какого-то политического подтекста с ситуацией в нынешней России.

Несколько слов о актёрской игре. Хабенский сыграл одну из лучших ролей. Такого перевоплощения народного артиста, я не видел давно. Его Печерский терпелив, решителен и человечен. Он не впадает в крайности и он не становится ни агнцом на заклание, ни членом зондеркоманды, ни капо. Он идёт по своему пути, так как знает, что лучше умереть на свободе, чем на коленях. Но до того, как обрести решимость ему стоит пройти долгий путь терпения, который непрост, но он должен был его пройти и совершить свой подвиг.

Остальные актёры тоже хороши. Кроме разве что Марии Кожевниковой. Она играет весь фильм с одним, я повторяюсь одним и тем же выражением лица. Я конечно понимаю, что Мария Александровна хочет серьёзных драматических ролей, но здесь она не впечатлила.

Возник и ещё один вопрос. В некоторых сценах много натурализма и жестокости. Почему рейтинг 12+? На мой взгляд рейтинг должен быть, либо 18+, из-за пары моментов. Что-то в минкульте ошиблись. Не рекомендую водить детей на него, так как кино достаточно жестокое.

Подытожим. Мы получили на выходе фильм, не претендующий на лавры «Списка Шиндлера» или «Сына Сауля». Не стал бы сравнивать его и с «Раем» Андрея Кончаловского. Фильм который погружает нас в атмосферу смерти и показывает нам, что будет, если это повторится. Ещё этот фильм заставляет нас помнить о том, что подвиг Печерского всё же вспомнили после долгих лет забытия.

P.S: Александр Аронович Печерский жил в моём родном городе и я горжусь, что я его земляк. Моя гордость, это не гордость типа: «Деды воевали» и «Можем повторить», что несознательные граждане клеят на машинах. Это гордость за то, что мы таки выстояли и победили в самой страшной войне, за всю историю человечества.

Свернуть

Расписание