Фаворитка

Фаворитка

2D
18+

драма / комедия / история

США / Великобритания / Ирландия

Начало XVIII века. Идет война Англии с Францией. Тем не менее, жизнь в королевстве продолжается. Трон занимает болезненная королева Анна, а руководство страной берет на себя ее близкая подруга леди Сара. Когда при дворе появляется новая служанка Эбигейл, Сара попадает под ее очарование и берет девушку под свое крыло. Для Эбигейл это - шанс вернуться к своим аристократическим корням. Как только Сара устает решать вопросы войны и мира, Эбигейл становится лучшим помощником королевы в этих делах. Крепнущая дружба с Анной дает новой фаворитке возможность реализовать свои амбиции. И лучше не вставать у нее на пути!

Отзывы


26 февраля 2019
Трагикомедия в кино (и на Оскаре-2019).

Если Вы не знакомы с творчеством Й. Лантимоса, то лучше начать с данного фильма, ведь он, вероятнее всего самый понятный и «смешной» фильм этого талантливого режиссера. Особенности стиля Лантимоса при...

Развернуть

Если Вы не знакомы с творчеством Й. Лантимоса, то лучше начать с данного фильма, ведь он, вероятнее всего самый понятный и «смешной» фильм этого талантливого режиссера. Особенности стиля Лантимоса присутствуют: неторопливость повествования, открытый финал, ненавязывающийся смысл истории, кадры как у Стэнли Кубрика, необычная работа с камерой, что приводит к дискомфорту и эффекту «подсматривания за героями».

В фильме «Фаворитка» рассказывается интересная история «отношений» инфантильной английской королевы Анны и её двух фавориток. История разбита на главы, что подчеркивает стройность повествования, также есть парочка неплохих шуток, которые и делают фильм трагикомедией. Следует упомянуть, что достоверность этой истории не установлена, поэтому особо придирчивым историкам, лучше этот фильм не смотреть.

А вот список тех, тому стоит посмотреть «Фаворитку»:

- любителям отличной актерской игры и грамотного раскрытия интересных персонажей, их развития. (Эмма Стоун, Рэйчел Вайс и Оливия Колман — все достойны статуэтки Оскар, жаль, что только одна из них умудрилась ее получить и сказала самую трогательную речь на церемонии).

- любителям красивых и мудрых световых решений.

- ценителям «персонажных твистов».

- ценителям саундтрека, состоящего не из попсовых песен, а из звуковых дорожек, отражающих внутренее состояние героев.

Итог: доступная в понимании кинолента Йоргоса Лантимоса, затягивающая с первого кадра, о трагичных событиях в жизни королевы Анны, обернутая в прекрасную игру актеров, повествование в главах, в хорошую операторскую работу, талантливое оформление от художника-постановщика и композитора.

Кто же лучше понимает в цифрах, то мой «вердикт»:

9 из 10

Свернуть
25 февраля 2019

Недоумение. Это именно то чувство, которое возникло у меня после просмотра этой картины. Сказать, что она мне не понравилась я не могу. Вероятно, я слишком стар для этого… эксперимента, который неплох...

Развернуть

Недоумение. Это именно то чувство, которое возникло у меня после просмотра этой картины. Сказать, что она мне не понравилась я не могу. Вероятно, я слишком стар для этого… эксперимента, который неплохо смотрелся бы в каком-нибудь небольшом постмодернистском театрике.

Сценарий. По ходу просмотра ловил себя на мысли, что и поведение и реплики героев уместны в каком-нибудь современном сериале про девочку, которая хочет пробиться наверх с помощью ганста-рэперов. Или богатых вайнштейнов. Ну или смотрите фильм Глаза звезды. Тоже про путь наверх, там и сомнения, и совесть, и персонажи не хуже прописаны. Где в Фаворитке дух Англии, где атмосфера того времени? Не почувствовал. Мужские персонажи — просто катастрофа. Не исключаю, что это сделано специально. Мямли какие-то. Ни их лиц, ни имен я не запомнил.

Режиссура Здесь дело обстоит лучше. Мне понравился Лобстер. его я пересматривал. Я понял фильм Убийство священного оленя, хоть и не пересматривал. Бюджет фильма был небольшим для реализации такой идеи, но мастерство режиссера и необычные операторский подход добавил Фаворитке баллов. Фильм, в основном, снят в помещениях, но это скорее плюс. Создается ощущение трехмерной театральной сцены.

Актерская игра. Плюсик. Эмма Стоун создает потрясающие образы. Она прекрасна хоть в образе Уичиты в Зомбиленде, хоть в роли амбициозной фаворитки, пусть и шаблонной. Оливия Колман в образе Анны — это, извините, дружеский шарж. Это не королева, это нарезка неловких ситуаций, закадрового смеха не хватает. Рэйчел Вайс не поразила. но и не разочаровала.

Вернусь к сценарию, к его большому недостатку. Люди, неужели герцогиня Мальборо позволит себя так обдурить? Вот так вот попасться? Такая опытная, хитрая дама, и вдруг так оплошать? Она что, слепая? Такое даже в мексиканском сериале не прокатит. Не верю.

Концовка. Ждал большего, но опасался худшего. Получилось неплохо, вывод правильный. Как я понял, фильм об иллюзии движения вверх. Неважно, какой у тебя титул. Ты натираешь пол, потом натираешь ноги капризного деспота. Стоило оно того?

Без оценки. И спасибо Фаворите за то, что захотелось пересмотреть Стакан воды.

Свернуть
25 февраля 2019
история по Лантимосу

Британская монархия стара, как мир. Обрастая всё новыми и новыми эпизодами, придворная жизнь всех королевских особ этой страны отодвигала на второй план все военные и политические казусы.

А уж то, ч...

Развернуть

Британская монархия стара, как мир. Обрастая всё новыми и новыми эпизодами, придворная жизнь всех королевских особ этой страны отодвигала на второй план все военные и политические казусы.

А уж то, что происходило с Анной Стюарт и её придворными и вовсе калейдоскоп всего самого грязного и, вместе с тем, очаровательного в восемнадцатом столетии.

«Фаворитка» — это новый опыт Йоргоса Лантимоса, всё ещё безумнейшего грека в современной истории. Этот парень способен взяться за любой сеттинг и превратить его в нечто действительно особенное.

Это история о настоящей войне на фоне не менее настоящей войны. Анна Стюарт тщетно пытается руководить страной, пытаясь побороть свои капризы и многочисленные болезни. А ещё героине непревзойдённо-сумасшедшей Оливии Колман приходится выбирать между двумя фаворитками — их роли исполнили Рейчел Вайс и Эмма Стоун.

И все эти факторы смешиваются в грязную, неприятную, но аллюзию на общество, как и остальные картины Лантимоса.

Только теперь аллюзии куда более понятны. Это совершенно не камерная антиутопия ('Клык»). Фильм намного проще. Скорее всего, причина в том, что Йоргосу попал в руки не его сценарий о самом сложном периоде в пору правления Анны Стюарт.

Тем не менее, авторский почерк разглядеть невероятно легко. Это и подход к съёмке, и совершенно безжалостные сцены, которых ни от кого, кроме как от Лантимоса не ждёшь.

7 из 10

Свернуть
24 февраля 2019
Ни богов, ни господ

От постмодернисткого «Клыка» до мифического «Убийства священного оленя» — кажется, что кинематографические творения Йоргоса Лантимоса проникают в душу зрителя и… отравляют её? Несмотря на сомнения мно...

Развернуть

От постмодернисткого «Клыка» до мифического «Убийства священного оленя» — кажется, что кинематографические творения Йоргоса Лантимоса проникают в душу зрителя и… отравляют её? Несмотря на сомнения многих высоколобых критиков, трудно отрицать, что Лантимос является одним из самых заметных и в то же время строгих режиссеров современности. Его новый фильм «Фаворитка» подтверждает это, демонстрируя не просто мужененавистническую эксцентричную драму, а мизантропию во плоти. Секс, любовь, дружба и семейный долг в этом кинематографичном мире существует только в фокусе власти, а королевский дворец, место почти святое для всех англичан, представляется ничем иным как борделем — сосредоточием порока и разврата.

В «Фаворитке» Лантимос позволяет взглянуть (буквально, операторская работа представляет здесь эффект «подсматривания в замочную скважину») на залы и комнаты замка «благородного» 18-го века. Внутри дворца — сплошной абсурд. Заговоры проникли на каждый уровень сего здания. Элегантный и главный поединок умов разворачивается между леди Сарой, герцогиней Мальборо, являющейся доверенным лицо королевы Анны, и служанкой Эбигейл. Правящая особа страдает, наверное, десятком заболеваний, которые подрывают её дух и вызывают депрессию. Женщина бурлящих эмоций просто не в состоянии адекватно управлять империей, так что столь сложное бремя взяла на себя леди Сара, через постель решая судьбу Англии в войне с Францией. Эбигейл же — двоюродная сестра Сары, которая лишилась как состояния, так и дворянского титула. Добросердечная и изящная девушка не так проста, как кажется на первый взгляд. Отношения троих женщин формируют смертельный политико-эротический треугольник.

Наверное, было бы слишком поверхностно определить «Фаворитку» как феминистский фильм о реальной стороне и цене женской власти в мире, где доминируют мужчины. Фильм куда более тонкий и даже политический: по сути сценарий повествует о том, как женщина достигает своих целей в мире мужчин, используя для этого не силу, а мозги и сексуальную привлекательность или, как правило, сочетание того и другого. Определенная патриархатом вражда среди женщин выливается в заговор, касающийся конкуренции социальных статусов и физической красоты.

Визуально и музыкально «Фаворитка» — просто настоящий праздник. Оператором фильма был Робби Райан и киноленту он представил в интересной форме. На 35-мм кинопленке всё выглядит невероятно плавно, особенно когда камера перемещается от огромных кухонь до просторных спален. Частое использование объектива стиля «рыбий глаз» также позволяет подчеркнуть странность этого мира, в котором главные героини находятся как в плену. Пышность и богатство дворца, а также наряды — не только профессионализм художников-постановщиков; это и интересный контрапункт к вопросу о том, следует ли повышать налоги для финансирования войны (или всё-таки дворян?). Музыка также превосходно: выбор классики от Генделя, Баха и Вивальди до современных экспериментальных композиторов позволяет формировать постоянно меняющийся тон.

Но главная сила «Фаворитки» заключается в трех ведущих актрисах, получивших похвалы за свои предыдущие роли. Эмма Стоун сыграла, наверное, самую интересную героиню за всю карьеру: она показала, как уязвимость, так и отнюдь не невинное сердце. Не в первый раз Рэйчел Вайс мастерски излучает властность. Настоящей звездой, однако, является Оливия Колман играющая трагическую и не самую приятную роль королевы. Трагизм царствующей фигуры усугубляется её неосведомленностью о том, насколько жестко ею манипулируют две женщины, которые должны её любить.

Йоргосу Лантимосу не чужд юмор: «Фаворитка», судя по всему, является комедией — злой, хлесткой и мрачной, но всё же комедией. Предыдущие фильмы греческого режиссера, такие как «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя», были беспощадными и антиутопическими, а «Фаворитка» продолжает доносить мировоззрение постановщика в более запутанной форме: в мире этого человека не найдется место добродетели. Проект поражает как грациозностью, так и минимализмом, что вкупе с операторской работой и заторможенной речью героев, производит почти сомнамбулический эффект. Экзистенциальный кризис в исторической обертке понятен даже младенцу: «Тошнота» окутала английскую знать, которая из-за сексуальных причуд отправляет подданных и солдат на смерть. «Фаворитка» ломает последние благородные представления о королях и господах, подчеркивая в очередной раз, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца, ловко переданный в заключительной символической сцене.

7 из 10

Свернуть
23 февраля 2019
Из грязи в князи это хуже, чем князь-тиран.

История сложных отношений английской королевы Анны и двух ее фавориток — герцогини Мальборо и Абигейл Черчилль.

Когда в очередной раз смотришь в оскаровские номинации и читаешь синопсис, то легко на...

Развернуть

История сложных отношений английской королевы Анны и двух ее фавориток — герцогини Мальборо и Абигейл Черчилль.

Когда в очередной раз смотришь в оскаровские номинации и читаешь синопсис, то легко находишь оскаровскую политику последних лет даже в костюмной драме — если уж и не MeToo (хотя это тоже есть), то старый добрый феминизм, и, конечно, ЛГБТ. Разве что расовую проблему Лантимос впихнуть не смог, хотя ведь мог бы явить каких-нибудь лакеев-негров! Ай-ай-ай… Впрочем, если поскрести, то политический заказ и либеральная пропаганда (в том числе гуманистическая) слетают как осенние листья, а за красивым фасадом обнаруживается одинокий и корявый остов…

И в итоге греку, пробившемуся через галимый европейский арт-хаус в топ-режиссёры, удается пройти между струек голливудской арт-мэйнстримной цензуры и выдать нечто похожее на бесполый скелет «политического» человека.

И свои артхаусные «штучки» он подлаживает под все эти тренды, но тут могут быть и разночтения.

Практически дружно рецензенты, опираясь на интервью и т. п., посчитали, к примеру, что кривая оптика «запирает» и героев и зрителя внутри дворцового кадра. Но при определённом раскладе можно увидеть и в мизансцене и в линзе полотна эпохи Возрождения, например, в которых, как в Тайной вечере или, того лучше, Ночном дозоре (особенно в сцене киношного тёмного бала), лица людей выступают из мрака, но не светясь, а неся на себе печать тьмы — неслучайно все происходит при естественном освещении.

Или можно рассмотреть сужение, искривление и субъективность взгляда Лантимоса, откровенно признающего исторические ляпы и допущения, то бишь авторский (необъективный) взгляд. Или, может быть, это кривизна персонажей? И это тоже очень соблазнительный ракурс…

А есть ведь менее заметная, но вполне примечательная разноуровневая съёмка — снизу-вверх (взгляд плебея?), сверху-вниз (превосходство) и равенство… А плюсом ко всему ещё и панорамная съёмка — своеобразный привет нынешним мобильным технологиям, подсматривающим за миром вокруг… А уж подглядеть за «звёздами» XVIII века, да ещё обогащёнными современным масскультным словарём типа «трахни меня» — «святое» дело. Занятно, что при всём натурализме и откровенности, даже полуобнажённая сцена от силы одна… Ну полторы.

И это только операторские приёмчики. Почему-то вспоминаются не только отсылки к Висконти с его трепанацией и одновременно ностальгией по аристократическим салонам, но даже к советскому кино, где за внешними соцреалистическими чертами мог скрываться вполне противоположный смысл. Таков был эзопов язык. Фаворитка делает нечто подобное — лексика, которую создаёт Лантимос сотоварищи, если и не явно современная, то сильно осовремененная — при куртуазном налёте максимум жестокости и скабрезности, причём с использованием того самого масскульта.

Но ещё «веселее» отдельные сцены — самый «крутой» момент — это, конечно, сцена бала — акробатический хип-хоп-рок-н-ролл, положенный на неоклассический музыкальный авангард — это вау! (музыка тоже очень хороша!) А сцены лесбийских забав выглядят невиннее, чем закидывание какой-то снедью полноватого мужичка аристократами мужеского пола. Или, например, опрокидывание в канаву и в дерьмо со сценами мастурбации. Короче, зрелище не для романтичных особ. Самой красивой сценой стало и вовсе убийство птички с разбрызганной кровью.

Однако ж, прежде всего, это какой-то (не факт что любовный) треугольник.

Анна (Оливия Коулмен) — заложница власти как формальной и природной, так и вполне личной — герцогини Мальборо. Ее власть — каприз, ее жизнь — подчинение ритуалам, воле других, её надежда — любовь. Увы, любовь нечестная… Да и с семьёй не задалось — явно саркастичный выпад с кроликами как символом бездетности…

Абигейл (Эмма Стоун) — гуманистичное и даже невинное дитя, дитя чести. Поначалу. А дальше начинается взращивание зверя «Я за себя». И… Любовь — это ложь?

Герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайц). Можно сказать, жизненное кредо «Я сделаю из тебя убийцу» и «Народ не ведёт, его ведут». Жестокая, немилосердная, но… Любовь — это правда?

Мужчины в этот треугольник пытаются вмешаться, но если и получается, то с трудом. Лорд Харли — мужчина, конечно, более классический, чем Мэшем, которым Абигейл откровенно играет. Пожалуй, именно в нем живёт этот новый призрак — MeToo. Как-никак «выводит из равновесия».

Лантимос, думается, вступает в конфликт с прежней мифологией власти, где женщины проявляли слабость, явленной тем же сюжетом, но в ином ракурсе в Стакане воды — и в пьесе, и в нашем фильме. Там женщина проигрывала в политике из-за любви — взаимная ревность подарила супружеское счастье наиболее человечной и любимой… В Фаворитке женщины становятся заложницами власти до конца, причем выворачивая наизнанку изначальную интригу… Где была любовь против власти, в итоге не осталось ни того, ни другого… А женщина становится пленницей рокового царствования точно так же, как и мужчины. И на кой, спрашивается, тогда весь этот феминизм и MeToo, коли дамы превращают все вокруг в почти то же самое, что и мужчины? Где-то даже и хуже.

Власть сильнее любви, т. е. страна важнее (любовь к ней). И даже в смысле секса (мастурбировать мужчине и думать о сопернице — это сильно!). Лантимос намекает, что женщины напрасно «прут» во власть — это отнюдь не принесёт туда благородства и гуманизма, а сами женщины потеряют нечто куда более важное…

Жаль, что и для королевы всё идёт по кругу — всего лишь лёгкая смена декораций.

Свернуть

Сегодня в кино