Тобол

Тобол

2D
16+

драма / история

Россия

Молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин по заданию царя отправляется в глубину Сибири - в пограничный Тобольск. Здесь Иван встречает свою первую любовь и вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, охотящихся за золотом Яркенда. Его крепость окружена полчищами диких джунгар и помощи ждать неоткуда...

Отзывы


17 марта 2019

Я ждал этот фильм с нетерпением. Потому что с «аппетитом», взахлеб «проглотил» внушительной толщины одноименный двухтомник Алексея Иванова, посвященный истории моего родного сибирского края. Историчес...

Развернуть

Я ждал этот фильм с нетерпением. Потому что с «аппетитом», взахлеб «проглотил» внушительной толщины одноименный двухтомник Алексея Иванова, посвященный истории моего родного сибирского края. Исторический роман, написанный в лучших традициях литературы подобного жанра (в голову приходили ассоциации с советским классиком исторического романа Валентином Пикулем), развернул перед читателем яркую панораму событий, происходивших в Сибири в эпоху правления Петра Великого. Политика, религия, быт, война, любовь… А множество сюжетных линий и героев романа, так или иначе, пересеклись между собой. Еще до того, как я узнал о ведущихся съемках художественного фильма, подумал, что хорошо бы увидеть такое кино. И конечно, учитывая объем произведения, количество сюжетов и героев, у меня не возникало сомнений, что наилучшим форматом будет сериал. Однако для начала на большой экран вышел полнометражный художественный фильм, который, как абсолютно честно предупредили нас создатели в начале показа, является не экранизацией романа «Тобол», а лишь фильмом, сюжет которого основан на сюжете одноименного романа.

Прежде всего, авторы совершенно оправдано отказались от идеи «запихнуть» в двухчасовой формат «полнометражки» весь роман «Тобол». За основу взяли лишь сюжетную линию, повествующую о малоизвестной широкому кругу зрителей военной экспедиции полковника Бухгольца к китайскому городу Яркенд, предпринятой в 1715 году, путь которой пролегал через подконтрольные Джунгарскому ханству степные пространства юга Западной Сибири. Для реализации задуманного пришлось «пожертвовать» несколькими ключевыми героями романа, которых в фильме «Тобол» просто нет. Это митрополит Филофей, полковник Григорий Новицкий, шведский капитан Табберт, бухарский торговец Ходжа Касым, сестры-остячки Айкони и Хомани и некоторые другие. История с экспедицией Бухгольца интересна сама по себе и, при должной постановке, «потянула» бы на хорошее историко-военное кино. Однако, как это часто бывает при попытке экранизировать большие литературные произведения, фильм получился несколько скомканым, а сюжетная тема была не до конца в нем раскрыта. Движущие мотивы повинных в развязывании краткосрочной войны русских с джунгарами губернатора Сибири Матвея Гагарина и китайских чиновников обозначены весьма схематично. Фигура выдающегося сибирского ученого-самоучки Семена Ремезова, которая в романе является одной из центральных и, так или иначе, участвует во всех сюжетных линиях, в фильме «съеживается» до роли придурковатого старика-отца возлюбленной Ивана Демарина. Демарин же, по роману серьезный, застенчивый, хоть и отважный, но просто молодой пехотный офицер, выводится в центр повествования и превращается в этакого временами развязного супергероя, который успевает и «шведским эскадроном» покомандовать, и из пушки пострелять, а в итоге целиком затмевает командира экспедиции полковника Бухгольца, на самом деле деятельного офицера и вожака, а в фильме весьма «проходную» фигуру. И такие примеры можно привести еще.

Однако, памятуя об оговорке создателей про всего лишь «основанность» фильма на сюжете романа, не буду их за все это корить. Лучше отмечу еще несколько моментов, которые мне в фильме просто не понравились или в которых показаны не просто выдуманные сценаристами, а еще и до ужаса нелогичные вещи.

Не понравился Петр в исполнении Дмитрия Дюжева. Из всех виденных мной советских и российских киновоплощений первого российского императора этот получился хуже всего. Причем не по внешнему виду, а из-за гогощущего дюжевского баса, плутоватых глаз и манеры общения.

Не понял я речной гонки на дощаниках между русскими и шведскими солдатами. Это эпизод для кинокомедии, но никак не для серьезного исторического кино. Едва ли в реальности командир рискованной военной экспедиции в степь поощрил бы такое опасное дурачество своих немногочисленных воинов, рисковавших угробить и себя, и ценные воинские припасы на бортах своих судов.

Непонятно, как Ремезов-старший мог взять с собой в воинский обоз дочь, при том, что, скрипя зубами, отпускал в степной поход даже сына. А в отправке туда Марии не было никакой необходимости, кроме как чтобы поддержать в фильме любовную линию Демарин-Маша.

Абсолютно бредово выглядит эпизод с освобождением Демариным плененных «обозников» из джунгарского лагеря. Почему степняки на лошадях не отправляются в погоню и не могут вернуть немногочисленную группу женщин, после того, как угроза для зайсанга миновала?

Отдельные могилы для погибших участников экспедиции в заснеженной зимней степи тоже выдуманы вопреки всем законам логики. В романе защитники крепости просто складывали трупы штабелями чуть поодаль от нее.

Если коснуться актерской работы, то мне кажется, что, к сожалению, актеры фильма не удосужились прочитать не то что весь оригинальный роман, но даже хотя бы отрывки из него, иллюстрирующие характеры и поведение их собственных героев. Они, вероятно, ограничились лишь прочтением весьма куцего киносценария. Хотя большинство персонажей можно было бы показать ярче и глубже.

В итоге я был несколько разочарован увиденным. Помимо прочего в фильме отсутствует и какой-либо накал, драматизм. Все показано как-то скучно, без «перчинки». Это на уровне ощущений.

Не внушает оптимизма и грядущая вскоре на Первом канале 8 серийная телеверсия «Тобола», так как «полнометражка» по сути ее сокращенная версия. А значит, все огрехи сценария и актерской работы будут присутствовать и в сериале. Мне показалось, что просмотр этого фильма вряд ли сподвигнет зрителя, не читавшего сам роман, его прочитать.

В заключении хотелось бы выразить надежду, что это не последний фильм, взявший за основу сюжет романа «Тобол», и мы увидим когда-нибудь более качественную и масштабную экранизацию, может быть даже многосерийную (серий на 20-25).

Кроме того, хочу призвать всех посмотревших и непосмотревших фильм все-таки прочитать великолепный роман.

Свернуть
17 марта 2019

Только что вернулся с фильма, моему негодованию просто нет предела. Несмотря на то, что потратил на него деньги, желание встать и уйти из зала после очередной нелепой и абсолютно нелогичной сцены возн...

Развернуть

Только что вернулся с фильма, моему негодованию просто нет предела. Несмотря на то, что потратил на него деньги, желание встать и уйти из зала после очередной нелепой и абсолютно нелогичной сцены возникало не раз и не два. Да простит меня Дмитрий Назаров, замечательный актёр, который вытащил весь фильм, честь ему и хвала, если бы не он, я ушёл бы не досмотрев и середины. Но остальные актёры…

Я не знаю, товарищи, может дело не в них, может это сценарий такой или режиссёр так постарался, но это просто какой-то ужас. Я допускаю что сам далёк от кинематографа и как бы не мне судить их труд, я лишь выражаю своё впечатление от увиденного. Создалось абсолютно чёткое ощущение, что я смотрю не историческую драму, а какой-то треш на тему Петровской Руси. Не вижу смысла описывать весь тот абсурд, что происходил на экране, скажу лишь только, что Викинг и Коловрат в сравнении с этим «ШЕДЕВРОМ» по части клюквы и бреда расставленных невпопад и рядом не стояли. Сюжет плоский и простецкий как дважды два… никакой интриги, нет сопереживания героям.

Раньше я хотел чтобы подвиги русской армии, такие, например, как персидский поход полковника Карягина 1805г., были удостоены экранизации, но теперь я думаю, что лучше будет если о них не снимут очередной нелепый фильм за который потом будет стыдно.

Не советую вам тратить свои деньги на данную картину, очень жаль, что до фильмов советского уровня нашему кино ещё расти и расти.

1 из 10

(я бы поставил -10 если это было бы возможно)

Свернуть
10 марта 2019
Фильм восхваляет русские военные династии

Эта неплохая историческая драма о силе русского оружия. Фильм восхваляет дисциплину и силу русского военного. Этот фильм о России. О том как царь Пётр I выстраивал границы Российской Империи. В фильме...

Развернуть

Эта неплохая историческая драма о силе русского оружия. Фильм восхваляет дисциплину и силу русского военного. Этот фильм о России. О том как царь Пётр I выстраивал границы Российской Империи. В фильме идёт восхваление военных русских династий. Служить России — это высокая честь для любого русского. Этот фильм имеет характеристику — «мощная Российская Империя». Царь Пётр I (его играет Дмитрий Дюжев) не хочет заниматься восточными границами: ведь России нужен выход в море. Царь Пётр I прорубает окно в Европу, и интриги князя Гагарина (его играет Евгений Дятлов) ему не понятны. На Востоке, в Китае, идут войны с джунгарами. Россия смотрит на Запад и плохо разбирается в интригах Востока. Фильм восхваляет Российскую Империю, честь русского воина и порядочность российских женщин.

Фильм очень русский, он очень мощный посыл даёт на мирные планы всему миру. «Постоим за Отечество!» — этот лозунг очень сильно влияет на всю военную российскую элиту. «Россия всегда за мир!» — вот основной месседж фильма. Режиссёр Игорь Зайцев сделал фильм о российских военных, для которых важны слово чести, порядочность, патриотизм. Русский офицер Иван Демарин (его играет Илья Маланин) отстаивает силу Империи Пётра I на Востоке. Пограничный Тобольск является местом интриг губернатора князя Гагарина (Евгений Дятлов).

Мне очень понравилась актриса Агата Муцениеце. Она играет Бригитту, и вся сексуальная сторона фильма лежит на ней. В фильме она очень красивая. Русские женщины очень порядочные и верные. Любовь к России, к русской девушке, семья, военные династии — это всё великолепно показано в фильме.

Русский офицер — это звучит гордо, это звучит мощно. Русский офицер всегда стоит на защите интересов России. Интриги и заговоры подтачивают стабильность, но Россия сильна людьми и верными женщинами, честными славными мужчинами.

10 из 10

Свернуть
03 марта 2019
Полное разочарование

После просмотра данной картины я был крайне разочарован практически во всех аспектах, составляющих фильм.

В первую очередь — актёрская игра. Местами им действительно веришь, но когда человек, изображ...

Развернуть

После просмотра данной картины я был крайне разочарован практически во всех аспектах, составляющих фильм.

В первую очередь — актёрская игра. Местами им действительно веришь, но когда человек, изображавший акцент несколько сцен назад, вдруг начинает говорить на чистом русском, всякая вера в истинность происходящего исчезает. Безусловно, я не могу сказать так обо всех актёрах, принимавших участие в съёмках, некоторые отыгрывают свои роли просто блестяще. Однако для создания шедевра или просто хорошей картины, не достаточно нескольких, нужно чтобы все выкладывались на съёмочной площадке.

По сюжету могу отметить практически полное отсутствие экспозиции. Фильм практически сразу начинается с конфликта, поэтому не подготовленному зрителю будет немного тяжело его смотреть. Персонажи не запоминаются, мотивация многих из них остаётся неясной. К этому прибавляется полное отсутствие сопереживания к главным действующим лицам. Единственным персонажем вызвавшим лично у меня жалость была собака. Я хочу сразу заметить что вины актёров здесь нет. Это всё — ошибки сценаристов создававших сюжет. Единственный сюжетный поворот, который мог бы заинтриговать, был бездарно раскрыт в трейлере, поэтому интрига или вовлечённость в повествование полностью отсутствуют.

Но, разумеется в фильме есть и свои плюсы. Например постановка сражений просто великолепна и не вызывает ничего, кроме восторга. Но к сожалению великолепная постановка и операторская работа не могут спасти сюжет, хромающий на обе ноги.

Как итог, я бы не стал рекомендовать данный фильм никому.

3 из 10

Просто из жалости к Оператору, Постановщику и бедной собаке.

Свернуть
28 февраля 2019
Войны не будет!

Историческая драма на реальных событиях. Честно признаюсь, я пошёл на фильм только из-за того, что мне надо накопить на скидочную карту от кинотеатра, ничего сверхъестественного от него я не ждал. Но...

Развернуть

Историческая драма на реальных событиях. Честно признаюсь, я пошёл на фильм только из-за того, что мне надо накопить на скидочную карту от кинотеатра, ничего сверхъестественного от него я не ждал. Но он приятно меня порадовал. В основе фильма лежат как говорит фильм реальные события. Немного погуглив — так примерно и есть.

Возвращаемся в царскую Россию, Пётр 1 по уговорам одного из своих наместников (чиновников) отправляет небольшой экспедиционный отряд для поиска золота. «Никакой войны». Сказано — сделано. Губернатор области обманным путём пытается развязать войну, что у него почти получилось. Больше сказать не могу, так как может оказаться спойлером.

Перейдём к технической составляющей. Оператор мог бы снять куда лучше, иногда хотелось рассмотреть ту или иную сцену, но не всегда получалось. Но несмотря на это батальные сцены получились как говорится «на уровне».

Игра актёров, не скажу, что всем актёрам я поверил, но пленным точно, записать их в антагонисты и предатели у меня язык не поворачивается. Это не их Родина, они делают всё для выживания и для любви. Кстати, любовная линия здесь довольно сильно раскрыта именно со стороны пленных, показано о том, что человек из любви может пренебречь всеми своими принципами. Любовная линия с Российской стороны была может быть и не менее слабой, но раскрыть её до конца не получилось. Если пленным я верил безоговорочно, то русской стороне «ну такое», 50/50.

Подведя итог, могу сказать, что фильм сильнее, чем фильмы от человека Российского кинематографа чьё имя начинается на «М».

Свернуть

Сегодня в кино