Завод

Завод

2D
16+

триллер / драма / криминал

Россия / Франция

Прямо посреди дня из своего «мерса» похищен местный олигарх Калугин. Неизвестные в балаклавах потребовали за него большой выкуп. Отвезти деньги берётся глава личной охраны бизнесмена по кличке Туман. Его вооружённые до зубов «спецы» приезжают ночью на завод Калугина, где теперь босса держат в заложниках.

Они пока не знают, что те другие, забаррикадировавшиеся в цехе - это местные рабочие во главе с бывшим спецназовцем по прозвищу Седой. Полгода без зарплаты и предстоящее банкротство завода толкнули их на отчаянный шаг.

Чтобы вытащить своего хозяина, «спецы» не остановятся ни перед чем. Но в отличие от них «работягам» больше нечего терять...

Отзывы


21 февраля 2019
иди на завод

На излёте проката, но всё же дошел до Завода. Посмотрел, что да как. Расскажу коротко и без спойлеров впечатления от фильма. Скажем так, есть и позитивные моменты, но и лоб от хлопков ладошкой по нему...

Развернуть

На излёте проката, но всё же дошел до Завода. Посмотрел, что да как. Расскажу коротко и без спойлеров впечатления от фильма. Скажем так, есть и позитивные моменты, но и лоб от хлопков ладошкой по нему был в конце сеанса всё же красноватый.

Хотите посмотреть на Завод от человека, снявшего Елки 1914? Ладно, с шутками про «культовость» режиссера-сценариста-продюсера закончили, не Звягинцев — и на том спасибо. А что же о фильме Завод?

Вот начинается фильм, как кажется режиссёру — с глубокого погружения в мораль и настроение, ну, такой одинокий волк-работяга, который пешком десяток километров до завода ходит, а не на автобусе с простыми смертными катает, приходит такой брутальный раньше всех на работу — и как давай работать на совесть, хотя все остальные к работе относятся халатно, ибо денег не платят один хрен. И что там идёт, не просто так идёт. По дороге до станка шагает — голуби в стороны разлетаются (это не шутка, это прям из фильма), разве что взрыва на фоне не хватает для придания полной эпичности происходящему. Извините, в этом моменте ржал в голос просто. Завязка такая, что словами не передать. Но на очень серьезных щах. Ожидая, что и дальше будет такой трындец твориться, приготовился к комедийной составляющей. Ёлки вспомнились.

Но нет, дальше фильм всё же уходит в положенное русло боевика-социальной-драмы. Вот кстати успешных боевиков, прям вот именно боевиков, давненько в России не делали. Был всякий трэш-андерграунд, но вот чтобы не стыдно было посмотреть — давно не случалось. Сказать честно, у Быкова почти получилось. Почти.

Собирает у нас, далее цитатами из фильма, один «матёрый» еще пятерых «лошков, на измене присевших» взять в заложники владельца завода, который такая мафия в законе, дабы с него баблосов получить. Ну и делает это. А вот дальше всё начинает идти не по плану.

В сюжете будут и переговоры, и экшена немного, и стрелялка ближе к концу прям вот ооочень вкусно снятая (вот тут браво и снимаю шляпу, Голливуд отдыхает и это не сарказм, чтоб так весь фильм бы снять), и разговоры по душам, и привет из 90 по братским понятиям, лирике и образу поведения. Всяко будет. Вспомнится образ «русский мужик на заводе» во всех его красках. И, казалось бы, с одной стороны социальная драма в этом боевике получилась неплохая, но… нет, не дотягивает до чего-то на самом деле глубокого, искреннего, трогательного. Да и главного героя зачем-то режиссер из Робин Гуда в конце превращает именно в того, кем назвал его герой Смолякова в самом финале.

Всё равно фильм от меня получает позитивную оценку. Хотя оценка росла строго по мере продвижения сюжета. В начале она была и вовсе в красной зоне, на завязке. Потом постепенно вылезла в серую безликую, к середине повествования. Каким в этот момент и был сюжет. Но вот концовка зарешала. Прекрасный боевиковый экшен с перестрелкой, снятый сочно, красиво и динамично, плюс развязка, не претендующая на оригинальность, но всё же достаточно интересная, за уши вытащили фильм в зеленую зону. Я ожидал худшего, говоря честно. По сути же оказалось вполне неплохо.

7 из 10

Свернуть
18 февраля 2019
«Где справедливость?» Седой

Я большой почитатель творчества Юрия Быкова. В своё время «Дурак» произвёл на меня крайне сильное впечатление во многом благодаря своему финалу, неоднозначному и словно требующему послесловия, которое...

Развернуть

Я большой почитатель творчества Юрия Быкова. В своё время «Дурак» произвёл на меня крайне сильное впечатление во многом благодаря своему финалу, неоднозначному и словно требующему послесловия, которое может и было оставлено на плакатах фильма, а может и не было — это тема кинематографической конспирологии, о которой здесь упоминать не хочется. Суть-то в другом: первичное отторжение с возрастом сменилось на понимание и, главное, понимание. Притом не в понимание фильма мною, а понимание фильма меня и моей реальности. И с моей стороны было бы глупо не пойти на кинофильм «Завод» в ожидании такого же взаимного содействия. Так же, как со стороны Юрия Быкова было бы глупо остаться на прежнем месте своих творческих амбиций.

И я очень рад, что Юрий Анатольевич подобной глупостью не наделён.

«Завод» — другой фильм. Когда «Дурак» ставил чёткие акценты и в некотором роде формировал историю на основе мономифа с вкраплением особенностей наших реалий, «Завод», уподобляя личности героев визуальному ряду картины, из первично расставленных черт характера в конечном итоге формирует картину смешанного монохрома, давая понять, что ни добра, ни зла в этом мире неоднозначности нет. Это заставляет иначе смотреть на персонажей и, главное, фокусироваться на самой проблеме, поднимаемой в фильме. Не смотреть сугубо на действия героев, а пытаться понять первичные мотивы этих действий, думать над ситуацией и переваривать действия на свой лад, пытаясь понять, как бы можно было поступить иначе.

В контексте данной характеристики работает и финал картины. Не столько открытый, сколько просто прерванный на человеческом полукрике. Он не определяет конечность истории, не расставляет все точки над «i», он скорее обозначает, что на данном этапе размышления режиссёра окончились и остальное зрителю следует додумывать самостоятельно. А думать, размышлять, задаваться вопросом — это именно то, что единственно чётко просит делать постановщик картины. Своими персонажами, неоднозначностью судеб с обеих сторон конфликта, неоднозначностью самой ситуации, столь пугающе реалистичной, всеми дополнениями истории режиссёр лишь даёт информацию, формирует почву для дальнейшего раздумья. «Завод» не даёт ответов, он задаёт вопросы и искусно погружает в них, в конечном итоге отпуская измышления зрителя на вольные хлеба. Молчаливые, неудобные и тяжелые, но необходимые в столь сложной ситуации, которая была показана в фильме.

Персонажи картины — это образы крайних воззрений, сделанные со ставкой на то, что зрителю будет о чём с ними поспорить. Это максималистские в своих идеях и действиях главные герои, между которыми находятся простые люди, с которыми и сопоставляет себя зритель. И в действиях максималистов виден укор в сторону подобных позиций. Виден призыв к поиску компромисса, на который, к сожалению, никогда не будет времени у озлобленных и несчастных людей. И главное, что самое интересное, не соглашаться с поступками героев и не соглашаться с доводами картины в данном случае — это нормально. Нарочитая мрачность явственна и не является здесь предумышленной заменой реального положения вещей. Она — это собирательный образ сущего бытия. Не признавать сухую реалистичность, концентрат безысходности выжатый их настоящего положения дел, вот что ненормально. Это есть, сегментально и раздробленно, но есть, и с этим надо что-то делать.

К слову, такой же сухой выжимкой является и съёмка фильма. Визуальный язык Владимира Ушакова прост и изящен, он настолько естественно вписывается в общий визуальный ряд картин Быкова, что становится понятно: движения камеры и монтажные переходы своих картин Юрий Анатольевич также держит под своим руководством, что руками Кирилла Клепалова, что руками Владимира Ушакова являя сугубо свой визуальный стиль повествования. И этот стиль не претендует на возвышенность или виртуозность движений, он довольно прост и органичен в условиях редкой сменяемости места действия, или частой повторяемости малого количества локаций. Такой стиль позволяет куда сильнее сосредоточиться на философии картины, что и требуется режиссёру.

И вместе с тем у Юрия Быкова получился захватывающий боевик с примесью остросюжетного триллера, большую роль уделяющего саспенсу по всем канонам Альфреда Хичкока. Многие моменты не на шутку берут за живое, заставляя вжаться в кресло в нетерпеливом ожидании развязки. Иные же дают неожиданный опыт просмотра боевых сцен, поставленных Быковом: они такие же неторопливые и зацикливающиеся на деталях, на самом главном, как и всё иное творчество постановщика. Это являет таковую синергию: необычное сопоставление стилей и механик вместе с их соединением, которое в конечном итоге, неожиданно, но производит на свет нечто работающее и крепко собранное. Опять же: неожиданно и приятно.

А вот что не приятно, так это ситуация со сборами картины. На данный момент прокат ещё не окончен, но уповать на чудо смысла особо нет: фильм провалился. И это не просто неудача, это даже трагедия в некотором роде. Ведь людям надо иногда выходить из зала и посвящать ещё полчаса-час раздумьям о том, о чём они смотрели в кино только что. Людям надо иногда после просмотра фильма дома на диване посидеть ещё немного в полной тишине, дабы поразмышлять о том, что они видели только что и видят вокруг себя ежедневно. Этот фильм предназначен для этого. Этот фильм — манифест против клипового мышления и преобладания крайностей в том или ином мировоззрении. И такие манифесты должны быть. Даже не так. Они должны быть услышаны людьми. И очень жаль, что после приобретения какой-никакой популярности Юрием Быковым, «Завод» этой популярностью своего создателя воспользоваться не сумел. Почему? Я на это ответить не могу. Может потому, что банально боюсь признаться в самообмане, а может потому, что не могу поглотить достаточное количество фактов для их общей оценки с конечным выведением итогов. Второй случай целиком и полностью имеет место быть только потому, что сейчас для этих фактов в голове просто нет места: до сих пор всё в ней занято тем, что было принесено с сеанса картины «Завод».

И это очень интересно, ибо уже спустя час, казалось, что всё кончено, итог подведён. Но нет: мысли всё крутятся и крутятся, хоть общий вывод уже и не меняется: «Завод» — как всегда хорошо, как всегда больно.

P.S. Спасибо за внимание.

Свернуть
17 февраля 2019
Никто не хочет быть рабом… Или…?

Я часто задумываюсь о том, почему жанр социальной драмы практически не пользуется спросом. Самая очевидная тому причина — любое искусство, в том числе и кинематограф, в последнее время перестало воспр...

Развернуть

Я часто задумываюсь о том, почему жанр социальной драмы практически не пользуется спросом. Самая очевидная тому причина — любое искусство, в том числе и кинематограф, в последнее время перестало восприниматься как объект размышлений над окружающей нас реальностью, а жанр социальной драмы подходит для этого как нельзя кстати. Не всем доставляет удовольствие смотреть на чужое горе, на чьи-то жизненные трудности, однако определённый круг зрителей, проявляющих интерес к подобного рода картинам, всё же есть, что несомненно радует. На сегодняшний день наиболее примечательным режиссёром в российском кинематографе, которому хватает смелости акцентировать внимание на самых тёмных пятнах повседневности, по праву считается Юрий Быков. Видимо, этот человек был специально призван для того, чтобы вскрывать все самые больные рубцы, которыми покрыта современная Россия, а его «Дурак» стал фильмом, переосмыслившим отношение зрителей к российскому кино.

Наверное, стоит признать, что лучшее, что могло произойти в творчестве Быкова, уже произошло, поэтому теперь для режиссёра самое главное — это поддерживать ту планку, которую он задал как минимум первыми двумя своими работами ('Жить» и «Майор»). В своей новой работе Юрий решил поднять достаточно болезненную проблему — полное отсутствие хоть какого-то уважения по отношению к представителям рабочего класса. Люди, которые часами стоят у станков, раздирая руки до крови, становятся жертвами несправедливости и зачастую оказываются обделёнными платой за свой труд. А ведь не стоит забывать и про то, что может упасть спрос на продукцию, поступающую прямиком с заводов, что неминуемо приводит к банкротству предприятия, а тех, кто всю жизнь на нём проработал, выдворяют. Система, «стараниями» которой всё именно так и происходит, взяла верх, и у жестоко подавленных жизнью рабочих ничего не остаётся, кроме как прогнуться под неё. Но рабочий рабочему рознь, и среди оных всё же находятся те, кто не готов смириться с подобным раскладом. Именно к таким и относится главный герой «Завода» — морально искалеченный, матёрый работяга по прозвищу Седой. Жизнь настолько потрепала его, что он перестал чувствовать себя человеком и стал больше похож на волка, которому ничего больше не оставалось, кроме как выть. Но вместо того, чтобы выть, он предпочитает действовать и становится идейным борцом за справедливость, желая таким образом заглушить боль от тех шрамов, что когда-то были ему нанесены. Надо отметить, что Седого характеризуют как человека не только его поступки и диалоги, но и его внешний облик. Шрам на его левом глазу даёт понять, что герой не в состоянии увидеть полную картину действительности, а значит ему будет трудно понять, что не ему одному на этом свете живётся плохо и что справедливость в контексте его ситуации — всего лишь иллюзия.

Сообщники же Седого не обладают таким радикальным настроем, как их предводитель. На их примере можно прочувствовать то безвыходное положение, в котором погрязли современные российские рабочие. В отличие, опять же, от Седого, у них есть (либо были) те, с кем они могли бы разделить и радость, и горе, поэтому последствия выбора, который они делают, для них имеют куда более осязаемую тяжесть. Бэкграунд каждого из них показан хоть и мимолётно, при этом вполне достаточно для того, чтобы понять, что ими движет. Однако фильм не был бы таким остросюжетным, если он бы был сосредоточен исключительно на притеснении рабочих, и поэтому другой ключевой проблемой в нём выступает пагубное влияние олигархии на страну. Позиция автора на этот счёт такова, что владелец завода, чей образ и символизирует данную проблему, не настолько бездушный и бессовестный, каким его привыкли видеть рабочие, хотя он и пытается оправдать свои действия хоть сколь-либо вескими поводами. Собственно, от этого центральный конфликт и обрастает определёнными нюансами, и чем ближе сюжет идёт к завершению, тем более неоднозначным становится ответ на вопрос, на чьей же стороне правда. А уже сам финал ставит зрителя перед главным вопросом: стоила ли такая отчаянная борьба за справедливость тех жертв, которыми она в итоге обернулась?

Таким образом, своим новым фильмом Быков доказал, что подаваемый им гарант качества по-прежнему действителен, а любая идея, которую он преподносит в своих картинах, получает должное раскрытие вне зависимости от того, желал ли режиссёр обогатить её авторскими подтекстами или же сделать более понятной для массового зрителя. Из «Завода» каждый извлечёт что-то для себя; даже если вы никогда не работали на заводе или в вашей семье нет рабочих, этот фильм не оставит вас равнодушным. Быкову же хочется пожелать открытия новых горизонтов для дальнейшего развития в выбранном им направлении, чтобы его грядущий «Сторож» вышел столь же успешным, как и предыдущие работы режиссёра.

Свернуть
12 февраля 2019

В какой-то глухомани закрывается металлургический завод. Рабочие, оказавшиеся перед лицом безработицы и задерживаемой на полгода зарплаты, конечно бенгальскими огнями не размахивают от радости. Один и...

Развернуть

В какой-то глухомани закрывается металлургический завод. Рабочие, оказавшиеся перед лицом безработицы и задерживаемой на полгода зарплаты, конечно бенгальскими огнями не размахивают от радости. Один из работяг, Седой, подговаривает группу коллег отыграться на владельце завода, олигархе Калугине. Ну, то есть похитить зажиточного козла и потребовать нормальный выкуп. Так и поступили.

Как кто-то верно заметил, опять всех дураков в одну кучу собрали. Обычная ситуация при нашем дорогом капитализме. Пропасть между богатыми и бедными, закрытые обанкротившиеся предприятия, в которые наигрались олигархи, да повыбрасывали. Правда не в цене, выживает самый хитрый и ловкий.

Юрий Быков исполнил запланированное, но кажется, что без особого азарта, будто мыслями уже то ли на следующем своём анонсированном фильме, либо вдали от кино. С виду это тот же «Дурак», разворачивающийся на поле Квентина Тарантино («Резервуарные пёсики»/ «Бешеные псы») и Пола Шредера («Конвейер»/ «Синие воротнички»). Длинное, скорее не напряжённое, а горькое и томное действо, где отчаянные работнички взяли на себя больше, чем смогли поднять. Конечно, социальный месседж строится Быковым не на фоне предсказуемой криминальной дуэли из-за мешка валюты, о чём можно догадаться ещё вначале. Опять основная его часть приходится на одного, так сказать, «юродивого светоча» — лидера вставших на скользкий путь работяг — Седого, который в поисках правды и отмщения оказывается самым лишним человеком в этой истории, ломающим давно устоявшиеся реалии. Не пошатнёшь уже их никакими сенсационными репортажами, арестованные фигуранты которых, как кажется, оказываются попросту неугодными или провинившимися чем-то перед правительством.

Образ Седого в этой истории, правда, не такой однозначный, как в «Дураке». Да, это орало, ведущее «борьбу с ветряными мельницами» и проговаривающее свыкшимся со своим положением людям, что не люди они вовсе, а скот. Но донкихотство это используется автором типа для отделения своего героя от прочих плохих семян. А методы его по итогу оказываются ничем не лучше того, кого он взял в заложники. Потому сложно найти в этой ситуации правого. Кто-то, как Джон Рэмбо, слетел с катушек днём раньше, а кто-то днём позже, накушавшись горечи жизни.

6 из 10

Свернуть
12 февраля 2019
Он здесь как дома (о Седом, во время перестрелки).

Фильм получился тяжелый, серый, без особых прикрас, но в тоже время своеобразный, близко отражающий российскую действительность. Юрий Быков своим авторским почерком, говорит на важные темы, пытаясь до...

Развернуть

Фильм получился тяжелый, серый, без особых прикрас, но в тоже время своеобразный, близко отражающий российскую действительность. Юрий Быков своим авторским почерком, говорит на важные темы, пытаясь донести до зрителя социальный посыл и смысл, и у него не плохо это получается. Новая лента постановщика включает в себя глубокую идею, говоря о том, что люди, когда их сильно зажимают в социальных рамках, внезапно, которых просто выкидывают на улицу, вовремя не выплачивая з/п (и то, невысокую), говоря о выплатах потом, кормя нескончаемыми ожиданиями, с появлением чувства безнадёжности, они, хоть и небольшая их часть, в силу несправедливости, всё же готовы объединиться пойдя на тяжёлый риск, ибо терять в этом мраке, уже нечего.

По актёрской игре, ярко впечатлил Денис Шведов, воплотивший бывшего военного спецназовца, по кличке «Седой», потерявший глаз на войне. Он становится лидером среди мужиков работяг, по захвату олигарха-бизнесмена. У него имеется своя жизненная позиция, почему у одних появляется всё, а у других мало чего, где в основном люди само выживают. Вопрос, не из самых, простых, но бизнесмен Калугин даёт ответ, что «Справедливости нет», у каждого своя правда, и нет вины, ни в ком, что жизнь такая у Седого. Андрей Смоляков достойно исполнил образ Калугина, но герой всё, же хладнокровный и надменный. Глава охраны, наёмное лицо по кличке «Туман», пытается действовать в пределах разумного, пойти на переговоры с Седым без фокусов, но события усугубляются среди участников, давление оказывается на обе стороны конфликта. Владислав Абашин интересно смотрится на экране, герой сложный, его жизнь тоже выглядит не самой радужной, по понятным причинам. Отражаются жестокие мужские споры между Туманом и Седым. Персонажи 2-го плана выглядят весьма убедительными, не всем уделено много экранного времени, но за это время, у каждого из работяг, сформирован свой портрет, прослеживаются свои страхи, насущные проблемы и своя позиция, которые вполне ясны.

Экшен составляющая в виде перестрелки вышла на хорошем уровне. Не такая масштабная, но исполнена в пределах нормы, при тёмном освещении локации Завода. Музыкальное оформление прекрасно сочетается на фоне непростых событий, плюс отчётливо внедряется давящий звук с «Сикарио», это очень интересно.

«Завод» — российский остросоциальный триллер с элементами драмы от Юрия Быкова 2018 года. Картина как она есть мрачная, депрессивная, с оттенками безысходности, с довольно тяжёлыми последствиями. Атмосфера напряжённая, при любых резких движениях ощущается волнение за героев. Остаётся только догадываться, о чём задумывается Туман в финале: о своих ребятах, или о Седом, как о личности, которая сошлась с ним «как коса на камень», или обо всех участниках в сложившейся ситуации в эту неспокойную ночь.

8,5 из 10

Свернуть

Сегодня в кино