Коридор бессмертия

Коридор бессмертия

2D
12+

драма / военный

Россия

Вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941-1942 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.

Отзывы


11 мая 2019

Накануне Дня Победы сходила на новый фильм о блокаде Ленинграда, опасаясь, что это окажется очередной зрелищный блокбастер о войне, и одновременно надеясь, что это всё-таки не так. Это, действительно,...

Развернуть

Накануне Дня Победы сходила на новый фильм о блокаде Ленинграда, опасаясь, что это окажется очередной зрелищный блокбастер о войне, и одновременно надеясь, что это всё-таки не так. Это, действительно, не так, но с похвалами фильму придётся быть очень осторожной, ибо недостатков в картине хватает. Так и лезет на язык: «Снимали люди в наше время, не то что нынешнее племя»…

Однако, по порядку. Фильм затрагивает малоизвестные события 1943 года, создание так называвшегося «коридора смерти», когда после прорыва блокады в районе Шлиссельбурга, за 17 дней преимущественно женщинами было создано 33 километра железнодорожных путей в непроходимой болотистой местности, грунт возили на санках, можете себе представить, что это такое. А ещё выстроили ледово-свайный мост шириной более километра — прямо через Неву. И всё это под непрерывными авиационными обстрелами, так что работа в районе строительства железной дороги считалась не менее опасной, чем фронтовая. Об этом, действительно, мало кто знает, даже Даниил Гранин, который был консультантом фильма, признался, что не слышал об этой дороге. Этот материал всплыл почти случайно. Дмитрий Каралис писал статью, готовя которую, узнал подробности службы своего отца на железной дороге. Тема, конечно, благодатная и многообещающая для фильма, так что по документальным событиям Каралисом был подготовлен художественный сценарий для Фёдора Попова, который как раз искал сценаристов для проекта о «второй Дороге жизни». А РЖД, тем временем, выделило деньги на съёмки.

Сценарий, имхо, самое слабое место фильма. Возможно, его следовало поручить другому автору. А может быть, Попов перестарался с правками — Каралис так рассказывал о своей работе: «В итоге я писал варианты сценария, а Федор Попов, как режиссер и мой соавтор, безжалостно отсекал все лишнее». То ли он отсёк с ветками и ствол, то ли этого ствола изначально не существовало, но сценарий получился слабым — уж лучше бы он был документальным, без претензий на художественность, которая в фильме почти отсутствует. Основная проблема сценария — он неудачно фрагментирован и собран.

По сюжету две девушки-блокадницы — главные героини — Маша Яблочкина и Соня Вишневская устраиваются обучаться на кондукторов. Кондуктор на эшелоне — это не то же, что кондуктор на электричке, как сначала думали девушки — им предстоит не билетики проверять, а сперва строить эти самые 33 км путей, а затем в составе поездной бригады из 10 человек сцеплять-расцеплять вагоны, дежурить на обдуваемой ледяной подножке состава, заниматься самой разнообразной, но преимущественно тяжёлой работой, и даже в трудную минуту управлять локомотивом. Под активным авиаобстрелом, ибо железнодорожные пути перед фашистами лежали как на ладони, а что может машинист? Его возможности небогатые: затормозить, дать полный вперёд, задымить путь, если удастся выменять у зенитчиков денатурат на дымовые шашки. Состав отправляет в путь начальник, который каждому желает вернуться живым, хотя, кажется, что это как-то чрезмерно, не передовая же, не линия фронта. Однако, из поездок бригада возвращается с потерями.

В фильме показаны две поездки: самая первая, в которую отправляются девушки, и другая — засекреченная, а почему засекреченная, расскажут в конце.

Я бы оставила только одну поездку, и неважно какую — потому что драматизм присутствует в обоих маршрутах: однако, первый показан совершенно хаотично и непонятно, второй — получше, но всё равно сыроват. Может быть, железнодорожникам там всё понятно, вполне, возможно, что даже и большинству мужчин будет всё ясно, но я, седая блондинка, не поняла многих сцен, ну, например, когда все дружно едут на поезде, а потом вдруг героини оказываются на двух отцепленных вагонах, идущих НАВСТРЕЧУ своему же локомотиву. Возможно, они там отцеплялись, но это не оговорено, а если оговорено, то настолько невнятно, что непонятно совершенно. И конечно, скопище этих непоняток вызывает раздражение. Лучше снять не 15 сцен, из которых половина заводит ум за разум, а 3-4, сделанных добротно — от и до, где зритель сможет прочувствовать всё, что авторы хотели показать.

Персонажи. Образы сырые, по большей части штампованные. Интриги между ними нет изначально, что совершенно размывает сюжет. А это реально ощущается, ибо живой немец на экране появится только один, и то в начале, а сюжет держать надо, и сценаристы с этим не справились. Короче, по уровню это не «В бой идут одни «старики» про железнодорожников. И ни что подобное. Это на два порядка слабее. В основном из-за слабой фабулы, сценарных штампов и неудачного монтажа фрагментов.

Однако, есть кое-что, за что фильм стоит похвалить. Во-первых, по большей части, актёрская игра очень даже неплоха. Радует в роли начальника поезда актёр Артём Алексеев — у него хоть и стереотипный, но вполне симпатичный персонаж, за которого переживаешь, да и девочки очень неплохи. Испанский паренёк, добавленный, вероятно, для интернациональности, тоже создаёт вполне привлекательный образ. Во-вторых, есть несколько отдельных хороших сцен, а одна так очень сильная — где героиня читает в клубе стихотворение Ольги Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов», а оно не маленькое, аж семь строф, и до костей пробирает. Откровенно говоря, я бы этот фрагмент из фильма выдернула и вставила в школьную программу, он сам по себе очень хорош.

Ещё очень неплоха сцена, где начальник поезда и капитан-гэбист меряются характерами ('следующая станция — трибунал») и, кстати, гэбист не такая уж сволочь, у него есть своя правда, в том, что он говорит и делает, так что понять его можно. А вот — где женщины лопатами забивают фрица — это как-то не очень. Может, и исторический факт, но не для героического кино. Мы ж знаем, что были и случаи людоедства в Ленинграде, но это не значит, что их надо обязательно на экран выставлять. Если б фильм был об ужасах войны — другое дело. А тут как-то не совсем, мне кажется, уместно. Ну, авторам видней, но мне определённо не понравился этот момент.

Ну, и поскольку освещается, действительно, практически неизвестная широким массам тема о блокаде, можно говорить о познавательности, ради которой, может быть, и стоит сходить на это кино, но на особую художественность лучше не рассчитывать. Фильм откровенно слабоват, но уйти с него не тянет, что, в общем, тоже плюс, ибо далеко не каждая отечественная лента может этим похвастать. За попытку, как говорится, спасибо. Да, и ещё — слава Богу, обошлись совсем без пафоса.

Если кому фильм понравился во всём, уж извиняйте. Пишу, как вижу.

5 из 10

Свернуть
10 мая 2019

«Коридор бессмертия» — военно-историческая драма о подвигах советских железнодорожников наверняка придётся по вкусу многим любителям военной тематики, потому что, несмотря на некоторые сценарные упуще...

Развернуть

«Коридор бессмертия» — военно-историческая драма о подвигах советских железнодорожников наверняка придётся по вкусу многим любителям военной тематики, потому что, несмотря на некоторые сценарные упущения, в целом картина получилась довольно неплохой.

По сюжету две подружки-комсомолки после прохождения железнодорожных курсов попадают в 48-ую паровозную колонну особого резерва народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС), которой предстоит доставить в Ленинград большую часть груза и военного снаряжения. Невзирая на смертельную опасность, главные героини в составе отважных кочегаров, стрелочниц и машинистов отправляются в рейс, от которого зависят жизни миллионов людей.

Авторы картины изначально сообщают зрителю, что история основана на реальных событиях, а все персонажи — это прототипы советских героев. По первым кадрам становится понятно, что основная сюжетная линия посвящена двум девушкам. До центральных событий в кадре демонстрируется большая вступительная часть, в которой героини поступают на курсы и участвуют в строительстве железнодорожной магистрали, взявшей на себя основную тяжесть всех перевозок в осаждённый город. Для справки, железная дорога длиной в 33 километра за 17 дней была проложена вдоль левого берега Невы и южного побережья Ладожского озера и использовалась вплоть до полного освобождения города в январе 1944 года. Но в тот момент, когда девушки приступают к служебным и трудовым обязанностям их история, как и они сами, каким-то образом постепенно растворяются на фоне других персонажей. Спрашивается, зачем в начале делать такой большой акцент на девушек, если они в дальнейших событиях ничем не выделяются от других членов команды, не совершают никакой решающий поступок и от них не зависит итог смертельно-опасного рейса? Вся сила и красота выстроенной драматургии заключается в целостной совокупности всей команды, а не в отдельных личностях. По сути, надо было или показывать предысторию всех персонажей, или вообще не заострять внимания на предисловии, а сразу погружать зрителя в эпицентр основных событий, где уже потом во время конкретных действий будут раскрываться главные герои, а именно экипаж железнодорожного состава. Но авторы посчитали по-другому, и поэтому первая половина фильма заметно проседает на фоне последующих событий.

Как известно, авторы картины показывали сценарий писателю-фронтовику Даниилу Гранину и учли его замечания и рекомендации, но, несмотря на это, практически ни один герой данной картины так и не был полностью раскрыт. Авторы с головой ушли в нескончаемое действие, но при этом полностью позабыли о своих персонажах. Конечно, в первых минутах появления в кадре того или иного героя, нам тут же заявляют его психотип, совокупность черт характера, благодаря чему зритель отчетливо для себя представляет его образ. Но, к сожалению, абсолютно все герои на протяжении фильма тянут свои образы до самого конца, при этом не меняясь, а также ничего не приобретая и не теряя по ходу сюжетного развития. Так что в кадре мы видим весьма неудачные архитипы (повторяющиеся образы, клише) и абсолютно плоских персонажей. Но больше всего разочаровывает антагонист, который в самом разгаре истории появляется из ниоткуда и с непроработанной аркой, несет свою «правду» до зрителя. Спрашивается, как он вообще может впечатлить или вызвать какие-то чувства, если его образ, цели и мотивации совершенно не понятны и не ясны? Да, он, конечно, озвучивает их, но в рамках нескольких секунд и в одной маленькой сцене. А что дальше? Или зритель должен по щелчку пальцев тут же возненавидеть данного героя? Увы, но так не бывает.

Но в итоге, несмотря на некоторые огрехи, сюжет картины все же вызывает интерес. При просмотре появляется сопереживание и есть погружение в происходящие события, но вот с героями у авторов получилось, увы, не так хорошо, как хотелось бы. Но при этом каждый из них, кроме антагониста, вызывает уважение, любовь и восторженные чувства, ведь актеры, игравшие их, сделали все возможное, чтобы их персонажи были живыми и настоящими.

Если подводить итоги, можно с уверенностью сказать, что данная картина однозначно достойна внимания, если, конечно, не обращать внимания на творческие недочеты и технические недоработки. В общем, смотреть можно. Приятного просмотра.

Свернуть
10 мая 2019
Голодный Ленинград.

За последнее время, фильмы про войну так или иначе набили оскомину. В этом нет ничьей вины, это закон жизни. Рано или поздно, даже самые хорошие вещи надоедают до жути. Вторая мировая в целом и Велика...

Развернуть

За последнее время, фильмы про войну так или иначе набили оскомину. В этом нет ничьей вины, это закон жизни. Рано или поздно, даже самые хорошие вещи надоедают до жути. Вторая мировая в целом и Великая отечественная в частности — оказались невероятным пластом материала для съемок разных мастей. Фашисты и Гитлер — стали объектом абсолютно любой дичи на экране, начиная от стандартных исторических и заканчивая фильмами ужасов и пародий.

Снять что-то интересное и уникальное о Второй Мировой пытаются регулярно с попеременным успехом, однако событиями становятся единицы. Не в последнюю очередь благодаря качеству материала. Оглянувшись назад, только за прошлый год в наш прокат выходило три отечественные картины про танки. Причем, абсолютно все из них, даже хваленный Т 34, на поверку оказались довольно сомнительным зрелищем. С точки зрения ценности для жанра, так уж точно.

Про Ленинград и его блокаду, у нас снимают еще чаще. Буквально несколько месяцев назад выходил Спасти Ленинград, но зритель не особенно заинтересовался. И тут на день победы выходит Коридор Бессмертия, а в зале в довольно удобный дневной сеанс заглядывает две калеки. Это ли не показатель интереса данной тематики или все-таки сила пиара Первого и Второго канала столь велика?

Перед походом, признаюсь, не ждал абсолютно ничего будоражащего, поскольку уже на стадии дурацкого трейлера, было не особо понятно о чем нам хочет рассказать автор, кроме как в очередной раз напомнить о больном — о голоде, о стойкости советского народа, об ужасах войны. Для чего необходимо тревожить старые раны, выяснится в самом конце, когда наши герои мужественно и местами нелепо будут спасать важный груз, благодаря которому в 1949 году в СССР появилась атомная бомба. Хочется подчеркнуть, что в сем отзыве я не берусь оценивать кино с точки зрения истории и проверять насколько факты правдивы. Просто в данном контексте, это не так уж и важно, благодаря качеству материала.

По сюжету, вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941-1942 приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Вся магия кино начинает рушиться буквально с первых кадров. Поскольку, не видно, что главная героиня хоть сколько-нибудь голодала. Более того, тема голода, постоянно поднимаемая по поводу и без, совершенно не чувствуется и никак не отражается на героях. А сцены, в которых герои постоянно что-то едят, настолько часты, что складывается ощущение, что жилось на Руси не дурно. Вместе со своей подругой, они попадают в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС. И тут вскрывается еще одна проблема фильма — не запоминаемость образов героев. Кроме главного с усиками и Александра Яценко (давно состоявшегося актера), тяжело определить кого нам показывают. А все просто, нам даже не пытаются раскрыть характеры героев, мол «people схавает». После того, как ты четко осознаешь, насколько не близки тебе персонажи, сразу пропадает интерес. И оставшуюся часть картины, приходиться буквально заставлять себя досматривать.

Зачем картине понадобилось аж два оператора, тоже не ясно. Постановка происходящего, как ни крути, не дотягивает даже до кабельного телевидения. А благодаря невнятному монтажу, порой крайне тяжело понимать, что только что произошло на экране. Искусственные диалоги, вкупе с невнятным сюжетом, в котором без видимых причин, в какой-то момент один персонаж из команды, вдруг начинает кому-то мстить, добавляет вистов тем, кто решил пропустить данную картину. Попытки же обойти общепринятые клише, связанные со смертями персонажей, смотрятся чужеродно. Но это пол беды. Поощрение глупых поступков героев, для серьезного кино, недопустимо.

В заключении, хотелось бы отметить, что чтобы создать действительно стоящее кино, тем более про войну, необходимо подходить к производству с огнем в глазах и диким желанием. В случае с Коридором бессмертия, видно, что команда выполняла рутинную работу, отчего и зрителю будет трудно найти данное кино хоть сколько-нибудь интересным.

2 из 10

Свернуть

Сегодня в кино