Донбасс. Окраина

Донбасс. Окраина

2D
12+

триллер / драма / военный

Россия

Август 2014 года, окраина Донецка. Молодой солдат украинской армии Андрей Соколов направлен в зону военных действий водителем. Спасаясь от обстрела, он попадает в подвал жилого дома, где знакомится с несколькими совершенно разными людьми. Они пришли с разных сторон, у них разные судьбы и мировоззрение, но сейчас они объединены одной целью - выжить.

Отзывы


23 июня 2019
Хотели сделать хорошо, но не хватило опыта

Война, гражданская, еще не закончившаяся, но самая настоящая. А в любой войне присутствуют обычно две противостоящие стороны. И у каждой свои причины, свои мотивы и своя правда. Поэтому фильм обязател...

Развернуть

Война, гражданская, еще не закончившаяся, но самая настоящая. А в любой войне присутствуют обычно две противостоящие стороны. И у каждой свои причины, свои мотивы и своя правда. Поэтому фильм обязательно кого-то не устроит, кто-то будет кричать о пропаганде, а кто-то наоборот о правдивости. И, понимая, что в данной тематике просто невозможно угодить всем по определению, режиссер Ренат Давлетьяров старался сгладить как можно больше углов.

И для этого он использует оптимальный и классический прием, при котором даже номинальные враги являются хорошими и достойными людьми. А оказавшись за пределами движущей ими идеологии, принимают сторону справедливости и гуманности, объединяясь друг с другом.

Капитан ополчения с нашивкой «Новороссия» и солдат украинской армии, обычная жительница этой самой окраины и волонтерша из Киева, мужик, ищущий своего сына и мальчик спасенный из под завалов. Все они, оказываясь под одной крышей подвала и под обстрелом снарядов, которым без разницы, кого лишать жизни, как и положено, перестают видеть друг в друге противника, все больше обращая внимание на обычные человеческие качества.

Не имея в арсенале бюджета, масштабности и размаха, фильм является камерной историей, что позволяет глубже погрузиться в персонажей и их личности. Но авторы такую возможность не используют. Точнее, используют, но лишь в треть силы. Герои общаются какими-то слишком шаблонными и стереотипными фразами, истории из своего прошлого, которые они рассказывают друг другу, банальны и наиграны. режиссерские решения вторичны и однообразны. Поэтому, даже при всем желании не получается глубоко погрузиться в атмосферу происходящего и хотя бы на миг забыть, что ты смотришь кино.

Давлетьяров будто слишком сильно осторожничает и боится обострять общий посыл. Причем он не не умеет, а не хочет этого делать. Показать сожженый труп или оторванную конечность — это пожалуйста. Но подводит зрителя к конкретным выводам он очень аккуратно. Поэтому даже в редкие откровенные и по идее страшные эпизоды верить не получается из-за того, что вокруг все выглядит слишком искусственно.

Но ближе к финалу сдерживать то, что рвется наружу, уже не получается. И вот все заготовленные точки как по команде выстраиваются над «И».

Безусловно, в картине «Донбасс. Окраина» есть достаточно моментов, за которые можно похвалить. Видно, что авторы старались сделать хорошо. Но получилось как-то средненько. Складывается впечатление, что просто не хватило опыта. В сценарии, в съемках, в акцентах, в умении преподносить не сверхгениальную и захватывающую, но в целом нормальную историю.

5 из 10

Свернуть
21 июня 2019
«Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова «Донбассу» Сергея Лозницы не товарищ

Вот ведь как оно бывает. Вот ведь как оно случается. За один год зритель имеет возможность посмотреть и оценить два совершенно разных «Донбасса». По именам они близнецы-братья, по почеркам характеров...

Развернуть

Вот ведь как оно бывает. Вот ведь как оно случается. За один год зритель имеет возможность посмотреть и оценить два совершенно разных «Донбасса». По именам они близнецы-братья, по почеркам характеров — даже близкого родства нет. Неудивительно. «Родители» то у «парней» разные. В более скандальной версии кто только замечен не был? И Германия, и Франция, и Нидерланды и даже Румыния приняла участие при поддержке Украины. А по другую сторону баррикад — Россия-матушка. Одна. Единственная. Без ТОПовых указок по какому руслу следует двигать сюжет. Сопоставимы ли силы? Равны ли? Не знаю. Зрителю решать данный спор. На его объективность хочется полагаться. Без пристрастий пусть будет оценка.

В чём наблюдается схожесть этих картин? Они обе, словно на войне. У них, у обоих есть осязаемый противник. И по нему «следует работать». А как же иначе? Война ведь. Здесь либо ты, либо тебя. Третий вариант тоже возможен, но речь сейчас не о нём. И у С. Лозницы, и у Р. Давлетьярова есть те, которые им ближе по духу (без политических окрас сейчас. Лишь художественный аспект рассматривая) Те, кому они сопереживают, чью сторону они приняли и выбрали для себя. А раз так, то следует максимально обелить «своих» и в максимально неприглядном свете показать «чужих». Оба борются за зрителя, оба пытаются доказать правоту хроникального разворота. Оба работают, как те разведчики, на свою страну. Не забывайте, — оба на войне.

«Новороссия» у С. Лозницы «стыд и срам» — положительных лиц, замечено не было. Что не персонаж, мазутом черноты, изгаженный. И пороки как из рога изобилия. Красавчик только один. Режиссёр. Он, что тот самый… Ну, помните — «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.» И судит также, утомлённо глядя на людские потуги. И «руки умывает» сдавая работу на соискание Каннского приза. Считаете, что та ветвь, полученная в благодарность и есть — те самые 30 сребреников? Ну, не знаю-не знаю. «Чужие» — замазаны. «Свои» — обелены.

«Новороссия» у Р. Давлетьярова в страданиях. Жизнь загнанная в подвал. Женщины, вынужденные скрываться от солнечного света. Во тьме сидючи. Чем Вам не метафоричность происходящего? Старуха, желающая «помереть» здесь же. Не Родина ли мать это? Не она ли самая? Обездвиженная, гибнущая? «Дитё» безвинное, в жаре агонии мучающееся. Умрёт? Или будет жить? Есть будущее у мальца? Не новую ли жизнь он олицетворяет? Материнское начало в ущемлённости с мужским противостоянием «наверху» в нас всех. Сила силу меряющая. Рубят, крушат и крошат друг друга без жалости. Разум покинул их головы. Когда остановятся? Когда досыта напьются кровушки? А женщины «в подполе». А женщины ткут саван. И разговоры их, не без чудачеств. Из разных лагерей они. Банка сгущённого молока одна на всех тут. А между тем и здесь, среди них, отзвуки Майданных баталий в завихрении. Одумайтесь, хочется воскликнуть. Опомнитесь, хочется закричать. Чего ж Вам ещё?

Плох или хорош этот фильм? Для размышления он годится. За полтора часа экранного времени зрителю не продемонстрированы психологические бездны. Характеры героев лишь прозвучали в скоротечности событий, но не зазвучали. Можно ли бросить за это камень? А нужно ли? Ведь тут не об этом. Тут о другом. Попытка понять. Попытка задуматься. Попытка разобраться. Вот что предпринимает автор. И нам всем это предлагает сделать.

Что вынес я? Какой вывод для себя сделал? Кто к кому пришёл? «Донбасс» в Киев? Или Киев в Донбасс? Кто кого бомбит и обстреливает? «Донбасс» столичный Киев или Киев отделившийся «Донбасс»? Где мирные жители гибнут? В «Донбассе» или в Киеве? Чьи матери и жёны сидят по подвалам? Так кто же спрашивается здесь оккупант? Или я ошибаюсь?

Смотрите. Решайте. Думайте. А художественную составляющую можно и отставить.

Жаль славян. Под чужую дудку заморского дяди Сэма пляски. Доколе же?

6 из 10

Свернуть
13 июня 2019
В Марьинке, где-то у Донецка

В Марьинке, где-то у Донецка происходят действия этого фильма, где по замыслу авторов в тугой и кровавый клубок переплелись судьбы и жизни людей разного мировоззрения, и где под грохот артобстрела и с...

Развернуть

В Марьинке, где-то у Донецка происходят действия этого фильма, где по замыслу авторов в тугой и кровавый клубок переплелись судьбы и жизни людей разного мировоззрения, и где под грохот артобстрела и сложности понимания друг — друга им надо выжить. Вот чего не хватило создателям этого фильма, так это логики в поступках героев и понимания того, что же все — таки хотели показать на экране. Все остальное производной от этих вещей. Начало фильма не оставляет сомнений, кто есть кто в распределении «наших» и «не наших», соответственно дальше все пойдет по накатанной колее. И даже при таком распределении акцентов кино могло бы получиться намного лучше, но не случилось.

Если брать за основу ужасы, которые переживает население во время боевых действий, то показано это очень схематично, не ощущалось этого в фильме, сосредоточение действия в одном месте сыграло злую шутку с авторами. Вместо напряжения и нагнетания противоречий, которые должны были передать чувства разных людей в замкнутом пространстве и драму событий на этом фоне, в фильме же все растворяется в глупом славословии и нелогичными поступками. Сами герои показаны такими же нелогичными, с нелепыми поступками, совершенно очевидные вещи проходят мимо их понимания, а акцент делается на какие то жалостливые и слезливые моменты. При таком жестком подходе, который был заявлен первыми кадрами и действие на экране должно быть более жестким, а этого нет. Жестокости, да, достаточно, но она порой смотрится ради самой жестокости не вытекающая из происходящего на экране и характеров героев. Финал стал совсем слабым местом, нелогичным и непонятным, может глубокий философский смысл был заложен, но мне он оказался недоступным. Как жаль, что нельзя спойлерить на тему логики поступков героев, чтоб показать всю фальшивость и картинность их действий и слов. Ну да ладно, скажу только, что цельными получились два персонажа (хотя и они были не без изъяна) — СБУшник и старшая по дому, их мотивы действий хоть как то разнообразили общую бестолковость и глупость свойственную героям этого фильма.

Самое тяжелое в таких лентах описать игру актеров, т. к. за сумбуром сценария даже хорошим актером сложно показать, что — то на экране. Отдам предпочтение двум антиподам — офицеру СБУ в исполнении Сергея Холмогорского и старшей дома Татьяне в исполнении Ульяны Курочкиной, не знаю уж недосмотр режиссера со сценаристом, а может актерский талант, позволили этим двоим минимизировать негативное восприятие своих героев. Достаточно убедительно смогли донести своих персонажей в их взглядах на события. Дальше отмечу Евгения Михеева в роли солдата ВСУ, убедительно показал мобилизованного парня на войне, которому хочется просто выжить. И дальше те, кому роли не удались полностью от слова совсем — Месхи (Анатолий), Малахова (Наташа), Пескова (Оксана), смотрелись манекенами не понимающих происходящего на экране и тонущих в сценарных ляпах.

Не к чему не призываю, каждый решит для себя, хочет он смотреть это кино или нет, от себя скажу следующее — я порадовался тому, что у господина Давлетьярова красивая, молодая жена (и он ее снимает), что он не безучастен к происходящему на Донбассе (боль и горе там дает большой материал для художественного творчества). А расстроился, в который раз, что имея время, деньги и хороший материал для сценария, снят совершенно невразумительный фильм.

Свернуть
12 июня 2019
ужасы гражданской войны

Только что посмотрел. Тяжёлое, тягучее, страшное кино. Но что отрадно — наш отечественный большой кинематограф набрался-таки смелости и затронуть данную тему. Этот фильм — рассказ об ужасах гражданско...

Развернуть

Только что посмотрел. Тяжёлое, тягучее, страшное кино. Но что отрадно — наш отечественный большой кинематограф набрался-таки смелости и затронуть данную тему. Этот фильм — рассказ об ужасах гражданской войны на Украине, фактически начавшейся с массовых беспорядков в Киеве и, после победы там вооружённого переворота, распространившегося и на восток страны. Которая просто посыпалась. Ну не по душе многим там пришлась киевская победа правых и ультраправых сил. Но всё это проговаривается буквально во вступительных кадрах картины. А сам фильм не о том. Он скорее о выживании. Выживании и моральном выборе. И декорацией для такого рассказа может быть в принципе любая гражданская война…

Эта картина местами практически герметична. Очень много действия происходит в локации буквально одного дома и окрестных дворов. Но тем не менее всё это очень страшно. Не раз и не два возникает ощущение того, что это не обычный мирный шахтерский южный малоросский городок, а некая аномальная Зона. Где дым, пыль, тишина и почти нет людей. А где-то поблизости прячутся кровожадные монстры.

Этот фильм — классическая по сути военная драма. И её преемственность и верность традициях хорошего отечественного кино передаётся и через операторскую работу, и через саундтрек. Местами понимаешь что Ренат Давлетьяров снимает ведь по сути фильм про новую отечественную (для жителей Донбасса) войну. И у него получилось передать всё это. Браво, Ренат!

А ещё это история нескольких случайно объединившихся под одной крышей людей. Людей разных возрастов и разных политических взглядов. Которые объединены общей бедой. Разговоры ведут, пытаются просто выжить…

Один лишь есть минус. С определённого момента начинаешь интуитивно предугадывать один сюжетный твист. Но сам по себе он оправдан, считаю.

Что ещё интересно. Фактически этот фильм — интеллигентный (в хорошем смысле) рассказ об ужасах войны на Донбассе. Рассказ, адресованный в первую очередь образованным и думающим людям. Что в России, что в той же Европе (картина представлена на Римском кинофестивале). Само собой, люди с той стороны будут кричать о страшной пропаганде, но это было неизбежно в любом случае. Но Ренат показал нормальными людьми русских, украинцев. И показал каким уродливым и страшным может быть озверелый лик воскрешённого увы ныне нацизма.

Тяжёлое у него получилось кино. Тяжёлое психологически. Страшное. Но правильное. И чем-то неуловимо напоминает оно лучший фильм Германа — «Проверки на дорогах».

И чем хуже белые голуби той же страшной чёрной собаки?.. Фильм посвящён светлой памяти Станислава Говорухина. И вышло всё очень достойно.

Гала Месхи молодец. Классно сыграл. Да всё в принципе тут здорово справились со своими ролями. Честь им за то и хвала!

Резюме:

Хорошая и тяжёлая военная драма. Рекомендую!

Свернуть

Сегодня в кино