Мёртвые не умирают

Мёртвые не умирают

2D
18+

ужасы / комедия

США / Швеция

Премьера (Россия):

11 июля 2019

Режиссеры:

Джим Джармуш

Продолжительность:

104 мин.

Премьера (мир):

14 мая 2019

Рейтинг MPAA:

R

Сценаристы:

Операторы:

Фредерик Элмс

В маленьком американском городке что-то пошло не так. День наступает ночью, домашние животные убегают в лес, по радио играет одна и та же песня. Ученые, как обычно, не могут ничего толком объяснить. Хотя даже обывателю давно понятно, что это - предвестники зомби-апокалипсиса. И жители города как никогда готовы побороться за свою плоть!

Отзывы


05 августа 2019
They Won`t Stay Dead!

Режиссёр Джим Джармуш всегда казался мне блестящим рассказчиком. Его «Мертвец», «Ночь на Земле», «Пёс-призрак: Путь самурая», «Сломанные цветы» — образцовые фильмы с чертовски классным сторителлингом....

Развернуть

Режиссёр Джим Джармуш всегда казался мне блестящим рассказчиком. Его «Мертвец», «Ночь на Земле», «Пёс-призрак: Путь самурая», «Сломанные цветы» — образцовые фильмы с чертовски классным сторителлингом. Постановщик не гнался за навязчивым желанием быть оригинальным, однако его работы всё равно имели свои собственные уникальные черты. Тем ироничнее выглядит то, как нестерпимая жажда Джармуша обманывать ожидания зрителя играет с ним злую шутку в его новом фильме — «Мёртвые не умирают». Как подметил мой товарищ, в фильме есть чеховские ружья, которые не выстреливают. Что, например, стало с детьми из приюта? Почему внезапно домашние животные убежали от собственных хозяев? Естественно, я, в защиту режиссёра, ответил, что это всё было сделано осознанно. Однако идёт ли это на пользу фильму?

Разумеется, типичный ценитель вроде меня будет верещать от восторга, когда увидит на экране Игги Попа в образе зомби, философствующего RZA, либо Билла Мюррея, негодующего из-за того, что режиссёр не дал ему почитать полную версию сценария фильма. Однако, всё это не подкреплено какой-то интересной историей. Что, по большому счёту, произошло в фильме? Ну, жили были люди в тихом одиноком городке. Во всём мире произошли глобальные природные изменения, повлёкшие за собой воскрешение мёртвых. Разумеется, эти страсти затрагивают глухомань, в которой происходят события фильма. Вселенную в силах спасти лишь некий уберменш (в лице героини Тильды Суинтон), представитель новой расы. Чудо. Но всё это имеет настолько медитативный тон, что, естественно, некоторые зрители покинули зал раньше окончания сеанса. Я понимаю, что повествование в режиме «скерцо» не всегда срабатывает так, как нужно. Вообще, идеальное кино, на мой взгляд, подразумевает постоянную перемену темпа истории. Вспомните более ранние работы того же Джармуша… Как диалоги и действия гармонично переплетаются друг с другом! Несомненно, «кролик» в виде современных блокбастеров — это не то, ради чего боролись художники XX-го века. Однако, это не повод для хорошего режиссёра становиться «черепахой». Джармуш нашёл своего зрителя, однако готов ли второй прощать первого за очевидные проколы?

Не меньше расстраивает и то, что основной подтекст фильма избитый от слова «совсем». Да, мы все потребители, это и так ясно. Таковы уж современные тенденции. И Миядзаки на эту тему высказывался в своих «Унесённых призраками», и Финчер немного поразмышлял об этом в «Бойцовском клубе». Мы мертвы изнутри, оболочка закрыла собой внутренности, а пароль от бесплатного вай-фай стал краеугольным камнем жизни современной молодёжи. Apocalypse now?

Но масла в огонь подкидывает то, что сам Джармуш через те или иные цитаты и сцены признаётся в своей собственной причастности к обществу «зомби». Об этом говорят отсылки на «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро (разумеется, зомби в этом фильме — метафора), постеры классических «Нечто» и «Хэллоуина» Карпентера в магазинчике Уиггинса, брелок в форме истребителя из «Звёздных войн» у одного из героев, с которыми, по всей видимости, ассоциирует себя автор фильма. К слову, постановщик признавался, что не видел ни одной части этой космической саги, а киноведы считают, что Голливуд навсегда изменился в худшую сторону именно после выхода «Эпизода IV», называют его зачинателем эры блокбастеров, которая продолжается до сих пор. Джармуш ненавидит Голливуд, осуждает его пагубное влияние на индустрию, однако всё ли так плохо, как может показаться на первый взгляд? Режиссёр продолжает отбиваться от толпы «зомби», снимая что-то нестандартное, новое, уникальное, однако ожидает ли его та же странная судьба, что и судьба главных героев? Ведь одно не может заслонить собой другое. Всегда в толпе дураков, найдётся, как минимум, один умный человек. В кинотеатре обязательно вместе с очередной частью «Форсажа» будет идти новый фильм Тарантино. Какой смысл стричь всех под одну гребёнку?

Интересный персонаж — бомж в исполнении Тома Уэйтса. Эдакий Диоген современности. Но путь его не менее саморазрушителен, чем путь восставших мертвецов. Зачем впадать в страшные крайности? Действительно, по логике фильма, в таком случае человеку следует поселиться в лесу, отказаться от всех материальных благ, чтобы впоследствии умереть со словами «я прожил жизнь свободным от всего». Честное слово, это напоминает мне философию максималистов. Если Джармуш снял фильм с целью достучаться с этой мыслью до совсем непонятливых, то, извините, они даже не поймут, что зомби в фильме воплощают собой вовсе не архетипический образ ожившего мертвеца, а их самих. В то же время поклонник режиссёра или простой ценитель кино расстроится из-за того, что Джармуш своим новым фильмом не сказал по сути ничего нового. Это один большой самоповтор. Напрашивается очевидный вопрос — для кого это снято?

Напоследок, наверное, стоит поговорить о положительных сторонах фильма. Разумеется, это актёрский состав. Билл Мюррей, Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Том Уэйтс, Игги Поп, RZA — фантастика, а не каст! Однако, есть впечатление, что в этом фильме большинству из них было попросту нечего играть. Конечно же режиссёр ставил перед ними определённые задачи, но даже Билл Мюррей, который является несомненным джармушевским ветераном, не смотрится на экране убедительно. Герцен! Кто виноват? Вы, конечно, скажете — виноват постановщик. Роль не предоставил. И, увы, но, кажется, это действительно походит на правду.

Помимо прекрасного каста, хотелось бы выделить саундтрек, представляющий собой своеобразный микс музыки Нила Янга из фильма «Мертвец» и RZA из «Пса-призрака». Композиции были созданы рок-группой SQ?RL, которая была основана непосредственно Джимом Джармушем вместе с музыкантами Картером Логаном и Шейном Стоунбеком. Саундтрек, как мне кажется, является лучшей составляющей фильма. Также, само собой, внимания заслуживает достойная операторская работа Фредерика Элмса, но, извините меня, тут без сюрпризов. Фредерик работал с Джармушем над многими его предыдущими фильмами. Кроме того, этот оператор сотрудничал с режиссёром Дэвидом Линчем.

Подытожим. Как писал журналист «Forbes» Юрий Гладильщиков — ««Мёртвые не умирают» — сатира на человечество». Однако сатира эта, на мой взгляд, лишена огонька. Вспомните даже относительно недавние работы Джармуша — «Выживут только любовники» и «Патерсон». Эти фильмы, несмотря на то, что имели медитативный тон, всё-таки рассказывали историю. Всё не сводилось к банальной критике общества. Люди ведь, в большинстве своём, не меняются. Если же целью режиссёра было не достучаться до зомби-общества, а сделать печальное заключение о судьбе всего человечества, то, пардон, это уже миллионный фильм на эту тему. Я, как настоящий поклонник Джармуша заявляю напрямую — каждая его работа является высказыванием на неоднозначную тему. «Пёс-призрак» — про человека, который живёт, придерживаясь древнего самурайского кодекса, в современном карикатурном мире без правил. «Сломанные цветы» — про противопоставление карьеры и любви. «Мёртвые не умирают» же буквально ни о чём. Это не плохой фильм. Однако он пуст, как негритянский барабан.

6 из 10

Свернуть
25 июля 2019
Очень медленные зомби

Джим Джармуш обладает особой киномагией, которая делает его фильмы максимально оригинальными, но узнаваемыми. Его особый взгляд на вещи, который он научился доносить до зрителя при помощи киноязыка, с...

Развернуть

Джим Джармуш обладает особой киномагией, которая делает его фильмы максимально оригинальными, но узнаваемыми. Его особый взгляд на вещи, который он научился доносить до зрителя при помощи киноязыка, сделал его великим для определённой прослойки любителей кино. Этот факт говорит о том, что его картины особенные, но подойдут они не каждому. «Мертвые не умирают» именно такой фильм.

По сути, перед зрителем представлен уникальный проект, аналогов которому практически нет. Хотя зомби-фильмы не редкость, комедии в таком сеттинге это явление достаточно необычное ('Зомбилэнд» нечто похожее, но ему уже 10 лет). Так вот, «Мертвые не умирают» представляет из себя зомби-комедию, с очень упоротым повествованием. Очень странные забавные и одновременно тупые диалоги главных героев (мозги этих ребят тормозят не на шутку) вплетены в катастрофически медленное повествование. Шутка ли, но к середине фильма о «Ходячих мертвецах» зритель увидит всего двух зомби. Два главных героя, Шеф Робертсон и его помошник Ронни, являются локомотивом этого медленного поезда. Оба, чистейшие представители сообщества «тормозных деревенских фриков», уморительность каждого зашкаливает. Хоть с такими персонажами и сложно ассоциировать себя, но на фоне остальных, они не кажутся уж такими дикарями. Ведь каждый персонаж, а соответственно житель городка, удивительно карикатурная личность. Именно для этого фильму пригодился такой звёздный каст, чтобы каждый фрик был фриковат по особому. И это один из самых больших плюсов фильма. Персонажи действительно неординарные, но от этого страдает происходящее вокруг них. Нет ощущения, что творится какой-то немыслимый караул, так как персонажи будто рождены в такой обстановке (вообще, вероятно, это даже помогает погружению).

Картину действительно хочется похвалить за количество деталей, которыми переполнен этот странный мирок. Многие планы показываются очень медленно, чтобы зритель успел рассмотреть и насладиться деталями этого мира. Один из персонажей даже говорит:«Мир идеален. Наслаждайся деталями». И будет катастрофой просмотр «Мёртвых» не следуя этому совету. Потому что сам фильм без акцента на детали теряет половину своего шарма.

Очень необычный жанр картины мешает ей во многих аспектах. Медленное повествование логически неплохо сочетается с медленными зомби, но по факту это одна из причин, которая может усыпить зрителя. Комедийную составляющую вытягивают в основном актеры, своими удивительно забавными кривляниями. А вот гэги в таком тягучем повествовании работают не так хорошо (на развитие некоторых шуток уходит минут по 5, что приводит к заторможенной реакции зрителей или еще хуже к концу шутки зрители уже не реагируют). В фильме есть пролом 4й стены, и он просто чудесный, доводит историю до максимального абсурда. А финал, он прекрасен, идеально заканчивает историю и идеально закрывает все жанровые вопросы.

«Мертвые не умирают» — очень необычное и специфическое зрелище. Юмор Джармуша зайдёт далеко не всем, но если зайдёт будет весело. История классная, но ни секунды не удивляет. Зомби больше смешные, чем страшные, к тому же их меньше, чем хотелось бы. Фильм очень тягучий, но дает шанс полюбоваться собой. Только актёры не вызывают пререканий. Если вы готовы втянуться в просмотр и смириться со всеми «но», то фильм одарит вас замечательным настроением. Если не получится, то схлопочите грустную мину на лице.

7,5 из 10

Свернуть
21 июля 2019

Джармуш один из главных режиссеров современности, бесспорно входящих в пятёрку любимых и популярных у зрителей, а так же независимый режиссер, на которого смотрит и с которым считается «большой» голли...

Развернуть

Джармуш один из главных режиссеров современности, бесспорно входящих в пятёрку любимых и популярных у зрителей, а так же независимый режиссер, на которого смотрит и с которым считается «большой» голливудский кинематограф.

Далеко не каждый раз в своих фильмах режиссер разговаривает со зрителем понятным языком, но в каждом из них, он всегда обращается к теме экзистенциональной, человеческой, открывающие и между строчек, и в прямом наблюдении, какие-то сокровенные, важные, личные ответы.

В новом фильме Джармушу удалось и «остаться самим собою», но больше удивить всех выбранной довольно попсовой, затёртой, клешированной, низкопробной темой для своей картины — зомби апокалипсис. Действие происходит в маленьком американском городке, накануне, после человеческого вмешательства, приведшие к смещению земной оси, начали происходить аномальные события — ночь настаёт утром, утро приходит ночью, домашние животные не хотят больше жить рядом с человеком и убегают в леса, а мертвые восстают из своих могил. Жителям города, ничего другого не остается, как всеми доступными способами, делать всё возможное, что бы выживать.

Пожалуй, со времен «Сломанных цветов», Джармуш не оформлял свои мысли так ясно и такими простыми формами коммуникативного слога, в отличие от «цветов» где тональность слов имела скорее комплиментарно приятные оттенки, здесь же тональность направлена в сторону, в меру допустимого, отвратительного. Как и у любого большого художника, фильмы Джармуша имеют многослойность и требуют (по желанию) для полноты восприятия, считываться с разных уровней и ракурсов. Содержащие кучу референсов, цитат и параллелей где нужно понимать, что его фильмы, это одна единая вселенная, правда, не всегда в одинаковой равной степени явная. Что бы находить всё так, как закладывает режиссер, ты, как зритель, должен понимать и эти цитаты, и видеть эти другие, параллельные фильмы, это приносит специфичное удовольствие, как от разгадывания головоломки.

«Мёртвые не умирают» является открытым продолжением его же джармушевского раннего фильма «Выживут только любовники», там весь наш земной мир делился на ценителей прекрасного, стремящихся к совершенству, поэтов, искусствоведов — вампиров, и на заботящихся только о своём земном, рациональном, материальном, потребителях — зомби, где люди это один из видов зомби. В «Любовниках» все исполнено в нежных неспешных ритмах, картинка преимущественно в глубоких сине-красных тонах и кадр регулярно нам показывает, спиралевидным движением, что мир крутиться вокруг главных героев вампиров всегда остающихся в центре внимания этого верчения. В фильме «мертвые не умирают» с изобилующими «прямыми» планами бегущей впереди или «висящей на хвосте» машин камер, как будто двигающихся по кольцам того вампирского спиралевидного движения подчеркивает и усиливает родство этих двух фильмов. В обоих фильмах режиссер не симпатизирует какой-то из сторон — вампирам или зомби, а, наоборот, акцентирует и высмеивает оба лагеря, так образ духовно совершенного «любителя и собирателя» гитар из первого фильма про вампиров, во втором фильме, появляется в образе «низменном» перепачканного в кладбищенской земле зомби. И это далеко не единственные точки соприкосновения двух фильмов, множество других остальных вам будет приятно выуживать самим.

В фильме про зомби, много телесного и бездуховного и, это лобовая аллюзия на наш бестактный современный мир потребления. Сам Джармуш говорил, что идея снять этот фильм про зомби появилась в тот момент, когда он однажды идя по улице обернулся по сторонам и увидел как все прохожие живут залипнув в свои смартфоны. Так и в фильме, воскресшие зомби остаются верны своим прижизненным пристрастиям — любите кофе — пьют кофе, мертвые дети направляются в кондитерскую, а владельцы смартфонов ищут свободный вайфай, — потому как мёртвые не умирают.

Хотел ли режиссер вложить нравоучительное послание для зрителя? При всей благотворной, подготовленной почве, мне кажется, что в меньшей степени, в большей видим хулиганский, панковский, молодецкий угар. Неповторимая, особенная атмосфера свойственная фильмам Джармуша и великолепная актёрская игра, поистине потрясающего актерского ансамбля. Это точно один из главных, событийных фильмов года, как, собственно, каждый новый фильм Джармуша.

Свернуть
20 июля 2019
Зомби капитализм

Как это не странно, несмотря на всю вторичность идеи и ее исполнения, «Мертвые не умирают» смотрятся достаточно забавно и свежо, в кой-то веки Джармуш отказался от поэтизации повседневности, чему были...

Развернуть

Как это не странно, несмотря на всю вторичность идеи и ее исполнения, «Мертвые не умирают» смотрятся достаточно забавно и свежо, в кой-то веки Джармуш отказался от поэтизации повседневности, чему были посвящены как его ранние блестящие картины, так и кризисный «Патерсон». Как бы не были отвратительны сцены пожирания внутренностей восставшими зомби, как бы инородно для Джармуша, любителя лаконичного кино, они не выглядели, все остальное в данной ленте, в целом, структурно выверено и концептуально проработано.

Джармуш снимает по сути киноведческое кино, то как он сам и множество интерпретаторов понимают зомби-жанр в его социокультурном выражении, то есть как критику капитализма с контркультурных позиций. Как бы Ромеро не просился в отцы этого фильма (а прямые цитаты, конечно, здесь есть), все же Джармуш более ориентировался на цикл о похитителях тел, снятый Сигелом-Кауфманом-Феррарой. Там также, как и у Ромеро, монстры-антагонисты отличались роботизированным поведением, агрессией и способностью превращать всех, к кому они прикасались, в себе подобных.

У Ромеро в «Рассвете мертвецов» зомби атаковали супермаркет — куда уж прозрачней? У Джармуша они ломятся в закрытые помещения, атакую и старого расиста, и полицию, и хипстеров, и трудных подростков. То есть по Джармушу, от консюмеризма тошнит уже всех, даже расистов и хипстеров, не говоря уже о полиции. С самого начала, со сцены в лесу Джармуш делает повествование условным, обнажая структуру вымысла, когда же в финале полицейские говорят о сценарии фильма, в котором участвуют, это уже неприкрытая ирония над зрителем, воспринимающим все всерьез.

Освежеванный кролик, которого герои видят на поляне в первой сцене — прямая отсылка к такому же объекту в «Уикенде» Годара, тоже предельно условном, даже трэшевом антибуржуазном опусе. Джармуш, как синефил, оставляет метки, цитаты, маркеры, обнаруживающие связь его постмодернистского пастиша с произведениями кинематографического модернизма и пародиями на него (например, лентами Питера Джексона «Инопланетное рагу» и «Живая мертвечина», откуда и фирменный черный юмор).

Как и Тарантино, Джармуш любит коммерческое кино, но больше винтажное, чем современное, он, как и автор «Доказательства смерти», понимает, что истории про вампиров, оборотней, зомби, пришельцев и прочую нечеловеческую жуть суть попытки американской социальной мифологии изжить свои фобии. Сознание среднего американца фрустрировано социальными и политическими успехами капитализма, его живучестью и неубиваемостью, невозможностью социально похоронить человеческую тягу ко стяжанию и накопительству — все это является источником сильной истерической напряженности в западном социуме.

Американское коммерческое кино (по крайней мере в 50-80-е) научилось изживать эти страхи, делая их поводом для мощной нигилистической и мизантропической иронии, ставящей под сомнение достижения капитализма и его живучесть. Джармуш все это понимает и в финале разжевывает свое видение зомби-жанра для тех, кто не знаком с работами Роджера Эберта и Джонатана Розенбаума. При всей своей погруженности в приметы жанра «Мертвые не умирают» — почти интеллектуальное кино, высмеивающее еще и эмоциональную заторможенность, сидящих на транквилизаторах американцев (ничему не удивляющийся герой Драйвера).

Это очень американское кино, как и «Мертвец», но, если последний исследовал мифологию вестерна, тоже будучи по сути комедией, здесь Джармуш анализирует хоррор. Вообще, да простят меня фанаты Джармуша, творчество этого режиссера не целостно, оно распадается на две не равные части: бессюжетные фильмы о повседневности (их большинство, фирменное джармушевское стилевое обаяние связано, как правило, с ними) и аналитически-киноведческие, исследующие разные жанры («Мертвец» — вестерны, «Пес-призрак» — самурайское кино, «Пределы контроля» — гангстерский жанр).

«Мертвые не умирают» удивительным образом рифмуются с «Выживут только любовники»: если последний был о маргинальном несовпадении с жизнью, с обывательской нормой (еще одна постоянна тема Джармуша), то «Мертвые не умирают» — о самой этой норме, жертвой которой падают все и противостоять ей, на самом деле, не так легко. Можно сказать, что несмотря на тотальность иронии «Мертвые не умирают» — одна из самых пессимистичных картин Джармуша (как эффектна сцена в машине в финале, как она жутка в свете полицейской мигалки!), единственное, что дает возможности жить в мире живых мертвецов консюмеризма — это юмор, иначе фильм, как и жизнь, были бы просто невыносимы.

По большому счету, говорит Джармуш, нам всем только и остается что смеяться на пепелище. Этот смех во тьме, роднящий картину еще и с традицией американской литературы черного юмора (Донливи, Бартельми, Барт, Воннегут), придает последней картине Джармуша какое-то мрачное обаяние, подчеркнутое, как всегда, безупречным саундтреком.

Свернуть
16 июля 2019
Мертвые умерли

Как это развидеть? Только отрицательные впечатления от просмотра и потраченных денег, потому что заманили трейлером, выжав в него самые лучшие моменты этого псевдо-комедийного хоррора.

Актерский сос...

Развернуть

Как это развидеть? Только отрицательные впечатления от просмотра и потраченных денег, потому что заманили трейлером, выжав в него самые лучшие моменты этого псевдо-комедийного хоррора.

Актерский состав. Да, он крут. Билл Мюррей, Даниел Гловер, Стив Бушеми, Адам Драйвер — это слишком хорошо, чтобы быть правдой. С такой бандой при большом желании и даже не слишком большом бюджете можно такой треш-зомби-угар снять, но режиссер и сценаристы пошли другим путем, по мне так — неправильным.

Поначалу меня забавляла полнейшая невозмутимость двух главных героев — шерифа и его напарника, которые вместе с еще одной сотрудницей охраняли покой небольшого американского городка. Но когда фильм перевалил за экватор, а движений все еще не было, невозмутимость героев стала уже казаться надоедливой и, если честно, скучной.

Невнятность диалогов, и отсутствие мало-мальской логики при цензе «18+» герои фильма, по всей видимости, от безысходности возвращали и окунали зрителя в пресловутый сценарий.

К сожалению или счастью, довелось смотреть много разных зомби-фильмов, и хороших и плохих, и с элементами комедии и дикие трешаки. Так вот «Мертвые не умирают» можно смело ставить на последнее место в категории подобного жанра. Потому что все это уже было. Никаких оригинальных задумок не увидел, а показалось, что набрали штампов с известных хорроров и «слепили из того что было». А с учетом того, что создатели претендовали и на комедию в том числе, получилось — не смешно и не интересно.

Моя оценка сформирована из: 1) Актерский состав 2) Саундтрек, благодаря которому хоть иногда, но было живенько.

2 из 10

Свернуть

Сегодня в кино