Смерть и жизнь Джона Ф. Донована

Смерть и жизнь Джона Ф. Донована

2D
18+

драма

Великобритания / Канада

Премьера (Россия):

15 августа 2019

Режиссеры:

Ксавье Долан

Продолжительность:

123 мин.

Премьера (мир):

10 сентября 2018

Операторы:

Андре Тюрпен

Композиторы:

Габриэль Яред

Многие люди мечтают о мировой славе и признании, но лишь единицы знают, какую цену за это придется заплатить. Когда подробности частной жизни мегапопулярной телезвезды становятся достоянием общественности, его карьера и дальнейшая судьба претерпевают драматические изменения. Ведь то, что дозволено обычным людям - непозволительная роскошь для наших кумиров...

Отзывы


04 августа 2019
STRELKA-2019: Глубины производственного ада. Рецензия на фильм «СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ ДЖОНА Ф. ДОНОВАНА»

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — первый англоязычный фильм в карьере Ксавье Долана, с самым амбициозным и звёздным актёрским составом в жизни молодого постановщика. Здесь и звезда «Игры престолов»...

Развернуть

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — первый англоязычный фильм в карьере Ксавье Долана, с самым амбициозным и звёздным актёрским составом в жизни молодого постановщика. Здесь и звезда «Игры престолов» Кит Харрингтон в главной роли, и маленький талант из «Комнаты» (не той самой) Джейкоб Тремблей, и не нуждающиеся в представлении оскароносные Натали Портман и Сьюзен Сарандон, и забегающий на огонёк божественный Майкл Гэмбон. А ещё, где-то в монтажной комнате потерялась Джессика Честейн, изначально исполняющая роль основного антагониста. Но к Честейн стоит вернуться чуть попозже, не стоит про неё забывать. Перечисленные люди — далеко не все сюрпризы картины, второй и третий планы просто пестрят узнаваемыми американскими артистами. Вот только Долан явно не смог найти им никакого применение, из-за чего даже такие талантливые актрисы, как, например, Натали Портман, играют очень плохо.

Кит Харрингтон вообще чувствует себя максимально неуверенно в кадре, стараясь в каждой сцене строить щенячье бровки, прикрывая деревянность актёрской игры под маской смазливости. Примерно тем же самым пытается заниматься и Долан. Всё же несправедливо говорить, что Долан не эволюционирует, как режиссёр. За десять лет он научился выстраивать кадр и свет, найдя свой стиль. Его постоянный акцент на портретной манере съёмки, в купе с работой над тенями и светом — всё это выглядит очень сочно и завораживающе. Многие кадры «Смерти и жизни» и вовсе настоящая находка. Вот только за всей этой красивой глянцевой обложкой, кроются пустые страницы модного журнала, в котором, кроме красивых моделей, нет ничего.

В основу своих сценариев Долан всегда привносит частичку себя. Хотя зачастую не просто частичку, а всего себя. Сюжет его нового фильма крутится вокруг одиннадцатилетнего мальчика по имени Руперт, мечтающего стать актёром, и его любимой кинозвезды Джона Ф. Донована. Первый вот уже на протяжении пяти лет ведёт непрерывную переписку со вторым, в которой оба делятся своими мыслями, личной жизнью и успехами в школе или на работе. У Джона есть всё: фанаты, деньги, успех, любовь, а у Руперта — ничего. Как и всегда у Долана: Руперт мало общается со своей матерью, в прошлом несостоявшийся актрисой. Лишь телевизор, сериалы с Джоном и мечты о карьере в кино имеют для маленького Руперта хоть какое-то значение. Факт из жизни Долана: в свои 8 лет он был влюблён в Леонардо ДиКаприо, который так и не ответил ни на одно из писем будущего режиссёра.

Но привычная жизнь в один момент рушится, когда их письма случайным образом становятся достоянием общественности, а про самого Джона Ф. Донована общество узнает страшное. Вернее, сам Долан старается преподносить неосознанный каминг-аут своего персонажа, как что-то страшное. Режиссёр хочет создать иллюзию, будто бы киноиндустрия работает так, что в ней геям рубят карьеры под корень, уничтожая все перспективы. Но поскольку Долан снял художественное произведение, тогда почему бы и нет. Пусть мир работает так, как хочет его автор. Вот только ничего в этом самом произведении в итоге то и нет. Долан высказывается на темы, которые работают лишь в его воображаемом мире. Его «Джон Ф. Донован» совершенно не актуален, как высказывание. И речь идёт даже не о современном прогрессивном мире толерантности.

На богему всегда поглядывали как-то не так, все всегда знали кто, с кем, чем занимается. Кто гомосексуалист, а кто нет — секретом подобные вещи никогда не были. В киноиндустрии на подобное просто закрывались глаза, если артист действительно талантливый человек. Более того, даже в СССР, в самом гомофобном государстве, все знали какие именно заслуженные деятели театра и кино любят засматриваться на представителей своего пола. И никто их не очернял, никто не рушил карьеры, и никто не кричал об этом направо и налево, как, например, сегодня. Можно подумать, что Долан старается уйти в критику общества, которому почему-то есть дело до личной жизни человека. Утверждение верное, отчасти он это и делает, но не раскрывает тему до конца.

Сценарий «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» больше напоминает безвкусно-пресную американскую поделку, нежели чем полноценную драму о жизни и угнетении меньшинств злым обществом. И здесь стоит знать одно: фильм прошёл через все возможные глубины производственного ада. Монтаж ленты длился два года, за которые Долан полностью переосмыслил концепцию. Не понятно, над чем именно так корпел режиссёр, но конечный результат оставляет желать лучшего. Дело здесь не только в монтаже, но и в том, как именно работает драматургия картины. Здесь то на сцену и выходит вырезанная героиня Джессики Честейн. В фильме между строк поднимается тема супергеройского кино — самого популярного жанра на рынке. И это лишь на первый взгляд кажется, будто бы это нужно здесь лишь для заигрывания с трендами. На самом деле всё куда интереснее.

Самое время сделать удивлённое лицо: «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» в своей первоначальной концепции — супергеройское кино. Ксавье Долан хотел деконструировать жанр, сделав супергеройский фильм без супергероев — вместо них были бы актёры, борющиеся с несправедливостью кинобизнеса. Джессика Честейн же, должна была выступить главным антагонистом, хищной суперзлодейкой с выбивающимися из общего визуального стиля картины огненно-красными волосами. И то ли Долан испугался выпускать что-то подобное в прокат, то ли посчитал, что вся это супергероичность будет отвлекать внимание зрителей от его любимых проблем, связанных с угнетением обществом гомосексуалистов, то ли было что-то третье — причины неизвестны. Порезав ленту, Долан в конечном итоге ушёл в никуда, превратив любопытный концепт, в классический для себя пустой фильм о добрых гомосексуалистах в злом мире.

В своей «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» Ксавье Долан экранизирует свои влажные мечты (вспоминая письма ДиКаприо), сняв картину, ориентированную в первую очередь на прогрессивную молодёжь, сексуальные меньшинства и не-таких-как-все забитых, ранимых и чувственных взрослых детей, как и сам режиссёр. Грустно, что человек, имеющий возможности и перспективы помогать людям через искусство обретать уверенность в себя, так глупо растрачивает их, снимая пустышки. Ксавье Долану уже тридцать лет, а он до сих пор старается держаться в индустрии за счёт своего милого личика. Слёзы угнетённого матерью, а не обществом ребёнка работают до сих пор. И это удивительно, ведь Долану из раза в раз удаётся снимать претенциозные фильмы, получающие огласку и признания в обществе. Пытающийся осуждать людей за одержимость чужой личной жизнью Долан, видимо, совсем забыл, что именно одержимости современного зрителя чужой личной и интимной жизнью и сделали его популярным.

5 из 10

Свернуть
01 марта 2019
О старом на новый лад. Но новый ли?

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» поднимает привычные для Ксавье Долана темы: отношения сын-мать, однополая (запрещенная и, следовательно, скрытая) любовь, безнадежное одиночество и непонимание други...

Развернуть

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» поднимает привычные для Ксавье Долана темы: отношения сын-мать, однополая (запрещенная и, следовательно, скрытая) любовь, безнадежное одиночество и непонимание другими. Правда, смерть и жизнь этого самого Донована, которого играет Кит Харрингтон, хоть и вынесены в название, но служат всего лишь фоном, поскольку его история рассказана крупными и слишком очевидными мазками.

Новый фильм канадского режиссера затрагивает безусловно важные, но и в то же время вечные темы, о которых сняты сотни фильмов и написано сотни книг. В 2009 Ксавье взлетел кометой в сердца людей со своим оригинальным и ставшим уже узнаваемым подходом говорить об этих темах. Начиная с «Я убил свою маму», каждый следующий фильм преумножал армию поклонников, растущую в геометрической прогрессии. Тысячи людей полюбили его за искренность и дерзость, за найденный голос и язык нового поколения, которых оно так ждало, что в целом моментально возвело его в статус настоящего кумира. Здесь же (еще в большей степени, чем в предыдущем фильме «Это всего лишь конец света») Ксавье пытается снять другое кино, перейти из молодого периода начинающего режиссера в категорию А: больше не кучерявый молодой человек с пронизывающим, острым взглядом, а солидный молодой режиссер, работающий с лучшими и самыми известными актерами. Он не хочет быть Донованом и продолжать играть 18-летнего, когда тебе уже 30. Правда, ему не удалось в полной мере аккумулировать весь свой 10-летний опыт и преобразовать свой фирменный почерк таким образом, чтобы его талант заиграл новыми красками — в реальности вышло все банально и далеко не первой свежести, а все старые и полюбившиеся публике козыри он растерял. История Джона — это набор клише, о том как тяжело быть звездой: как нужно вечно фотографироваться, улыбаться фанатам и не иметь в шкафу скелетов, как сначала ты на гребне волны и тебе никто не нужен, а потом никому не нужен ты, и как «самый счастливый парень» с обложки на самом деле самый несчастный и одинокий парень, проводящий ночи в отелях. История 11-летнего Руперта (Джейкоб Тремблей) тоже не блещет оригинальностью — о переезде в новую страну, неполной семье, статусе белой вороны в школе и одиночестве. Фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — о том, как всем нам нужен друг, а некоторым и ролевая модель, которая своим примером поможет преодолеть личные трудности. И о том, как не врать самому себе и не бояться делать того, что хочешь — ведь иначе тебе захочется заснуть как Доновану и случайно (или нет) не проснуться. Все это — те самые темы, от которых обычно должно сжиматься сердце, но не сжимается.

Фильмы Ксавье любят по многим причинам, но в последних своих двух картинах он их немного растерял, а новых создать не смог. Эти несколько лет — дань Долана своим большим амбициям: всемирно известные актеры от Венсана Касселя до Сьюзан Сарандон, попытка из фестивального кино для узкого круга выйти в широкий прокат с непоколебимым статусом молодого, но уже состоявшегося режиссера. Жаль, что из «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» вырезали Джессику Честейн, она бы добавила фильму остроты, которой сильно не хватает. Пост-продакшн фильма очень затянулся, потому что Ксавье был немного обеспокоен и огорчен холодным приемом его последнего фильма, и не остановился работать над новой картиной, пока, как он сказал на премьере в Париже, не почувствовал, что это самый лучший фильм, который он мог снять. Правда, к сожалению, так не вышло. С точки зрения эстетики, с фильмом по-прежнему все хорошо — этого у Ксавье не отнять -, но все остальное вызывает вопросы.

Можно ругать Ксавье за «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», но нельзя не согласиться, что идти вперед не только правильно, но и необходимо. И успех, и опыт — это плод неудач, ошибок и постоянной работы над собой. И, безусловно, снимать раз за разом гениальный фильм, который придется по душе и зрителям, и критикам — задача из разряда чудес. Помимо этого, не стоит забывать: то, что тебе хотелось снимать и как в 20, отличается от того, что и как тебе хочется снимать в 30. Как пишет Донован в своем последнем письме Руперту: «Работая над кучей вещей, я забывал работать над собой», то преподнося этот урок публике, Ксавье сам пытается следовать ему. Просто ему еще не удалось обрести новый голос. Поэтому, лично для меня это фильм не о жизни и смерти Донована, а об открытии ранее закрытых дверей для Ксавье, которые он так мечтал открыть и наконец-то смог. Главное теперь — не потерять от них ключи.

Многие поклонники, которые следят за его творчеством еще с самого первого фильма, ждут не дождутся возвращения того самого Долана — Ксавье завершил съемку нового, уже восьмого, фильма «Матиас и Максим»: снова в Квебеке, снова на французском, снова с Энн Дорваль, снова снимая самого себя в одной из главных ролей. Назад к корням, чтобы восстановить свою репутацию и сделать то, что у него действительно хорошо получается. Так ли это, мы скоро узнаем.

Свернуть

Расписание