Джокер

Джокер

2D
18+

триллер / драма / криминал

Премьера (Россия):

03 октября 2019

Режиссеры:

Тодд Филлипс

Продолжительность:

121 мин.

Премьера (мир):

31 августа 2019

Рейтинг MPAA:

R

Операторы:

Лоуренс Шер

Композиторы:

Хильдур Гуднадоттир

Готэм, начало 1980-х годов. Комик Артур Флек живет с больной матерью, которая с детства учит его «ходить с улыбкой». Пытаясь нести в мир хорошее и дарить людям радость, Артур сталкивается с человеческой жестокостью и постепенно приходит к выводу, что этот мир получит от него не добрую улыбку, а ухмылку злодея Джокера.

Отзывы


18 октября 2019
Он всего лишь хотел смешить людей…

Прежде чем начать свое повествование о впечатлениях о «Джокере», отмечу Тодда Филиппса — режиссера этого фильма. Человек, зарекомендовавший себя как режиссер комедий и снявший «Убойную парочку: Старск...

Развернуть

Прежде чем начать свое повествование о впечатлениях о «Джокере», отмечу Тодда Филиппса — режиссера этого фильма. Человек, зарекомендовавший себя как режиссер комедий и снявший «Убойную парочку: Старски и Хатч», «Впритык», а также «Мальчишник в Вегасе», переквалифицировался в автора психологического триллера, рубанув с плеча всем скептикам, кто мог в нем сомневаться. Лично мне не верилось, что комедийный режиссер сможет снять настолько глубокий в эмоциональном и психологическом плане фильм. Это знаете, как привыкнуть к одной роли актера, а потом видеть его в другой ипостаси, совершенно нетипичной для прошлого образа. Но это круто! Это на самом деле круто — увидеть вот такое преобразование и насладиться зрелищем.

Фильм рассказывает о становлении Джокера — одного из злейших врагов Бэтмена. Тем, кто ожидает, что в фильме можно будет лицезреть традиционное противостояние этих двух персонажей, придется остаться разочарованными, ведь этот фильм исключительно о Джокере и том, как забитый и неприметный стендап-комик Артур Флек (Хоакин Феникс) стал изощренным психопатом-убийцей.

«Джокер» впечатляет игрой Феникса, которому пришлось похудеть на 24 килограмма, отчего его тело превратилось в нелепую массу с неестественно торчащими лопатками. Если честно, я думал, что у актера была какая-то травма или перелом и кости срослись неправильно, потому что торчащие лопатки выглядели слишком жутко. Хоакин Феникс блистателен в роли Джокера. Когда видишь как он смеется, но при этом лицо изображает боль и страдание, когда актер мастерски (да что там мастерски — Высокопрофессионально) сочетает диаметрально противоположные эмоции и переживания, зритель смотрит на это завороженно с немигающим взглядом. А ведь он еще и пластичностью тела впечатляет, подчеркивая движениями с одной стороны свою уникальность, с другой — психопатичность, что в случае Джокера означает одно и то же… Сам исполнитель главной роли, даже если не вернется к роли Джокера в возможном продолжении (а оно наверняка запланировано), говорил, что отказывался от роли супергероев Вселенной Марвел ибо не хотел, чтобы его персонаж кочевал из фильма в фильм (ну как Железный человек, например). Что ж, если мы не увидим Феникса в образе клоуна-маньяка, можно будет лишь сказать, что он оставил неизгладимое впечатление своей игрой и сумел вовремя остановиться, не поддавшись мейнстриму (в плане участия в 5-10 фильмах в одном облике).

С самого начала Тодд Филлипс задает тон на весь фильм, давая зрителю понять, что его ждет отнюдь не яркое зрелище, пресыщенное эпичными сценами, а гнетущее действо по медленному превращению стендап-комика с тяжелейшей судьбой в Джокера — маньяка, ставшего таким отнюдь не по своей воле… Режиссер (по моему личному мнению) подчеркивает, что люди становятся преступниками не по своей воле — их ломают обстоятельства, после которых обратного пути уже нет. В случае с Артуром Флеком эти обстоятельства из разрозненных причин превратились в один мощный кулак, ударивший по мужчине, для которого единственным выходом представлялось самоубийство. На фоне прочих жителей Готэма, также обремененных массой проблем — житейских и прочих, герой Хоакина Феникса представляет собой эпицентр всех несчастий (перечислять их не буду, вы сами все увидите и поймете). Его смех является с одной стороны предвестником Зла, а с другой становится и главным атрибутом Флека в его жизни и роли, которую он в ней играет, а еще элементом самозащиты — средством отпугивания людей (по своей воле и против нее).

Артур Флек в моем представлении и в данном фильме оказывается скорее не злодеем, а антигероем. Да, он на стороне Зла, но он вызывает чувство сострадания и осознания со стороны зрителя, что является он злобным Джокером из-за системы, пережевавшей и выплюнувшей его на обочину пыльной улицы Готэма за ненадобностью. Во время просмотра отметил для себя, что перерождение Флека в Джокера началось в уличной уборной, где на последних кадрах данного эпизода видно отражение вовсе не дружелюбного комика-клоуна, а жестокого человека в гриме…

Криминальный фильм «Джокер» — это потрясающий по своей гнетущей и давящей атмосфере триллере, где каждая деталь усиливает эффект обреченности главного героя и неотвратимости его судьбы, неотвратимости его превращения в одного из опаснейших преступников Готэма. Тодд Филлипс окрашивает великолепную игру Феникса дополнительными тонами депрессии, постоянно давя на зрителя обликом Готэма, превратившегося в одну гигантскую свалку мусора, где горы мешков с отходами разбросаны не только в подворотнях, но и на центральных улицах. Своего рода усмешка жизни в Готэме — это свидание в забегаловке Donuts, где Артур Флек ужинает с девушкой, а на переднем плане отчетлива видна груда мусора. Свидание на свалке — идеально. Роршах точно бы оценил. Психологическое давление усиливают и граффити, которыми заполнен весь город — эти настенные рисунки лишь подчеркивают, что Готэм оказался не нужен его властям, которые пустили ход дел на самотек и отрешились от управления мегаполисом, предпочитая наблюдать, как он разваливается. Граффити — как проявление мелких хулиганских проступков, из которых вытекают более тяжелые преступления. Я увидел это так, ведь граффити (как и мусор) повсюду — на станциях метро и в вагонах, на стенах домов, даже на стеклах автобусов, в помещениях — словом, везде, где можно оставить след аэрозольной краски.

Атака на эмоции зрителя усиливается и тем, что происходит на фоне истории Джокера — по телевизору, который смотрят герои то и дело говорят о проблемах Готэма, в очередной раз намекая — город на грани краха — для того, чтобы его фундаментальные основы пошатнулись достаточно самого малого. А именно спровоцировать людей. Одним преступлением. Одним оброненным в прямом эфире словом. И все. Обратного пути уже не будет…

Еще один эффектный прием Филлипса — потрясающий по своему напряжению саундтрек. Инструментальная музыка написанная исландским композитором Хильдуром Ингвельдар Гуднадоуттиром впечатляет и вводит в состояние шока, пробирает до мурашек и не оставляет шансов главному герою, раз за разом, минута за минутой отбивая ритм и подводя его к перерождению и становлению Артура Флека как Джокера. Самые эмоциональные и тяжелые эпизоды усилены за счет музыки, дополняющей мрачную атмосферу Готэма. В особенности шикарной представляется композиция «Call Me Joker».

Стоит отметить и работу оператора — Лоуренс Шер, работавший с Филлипсом над «Мальчишником в Вегасе» и «Впритык», проделал невероятную работу, которую зритель оценит по достоинству, отмечая детали. Уходящая ввысь лестница (та, что на постере), залитая контровым светом, в лучах которого танцует Джокер, силуэт Артура Флека в лучах светильников и прожекторов в разных ситуациях, медленное движение камеры, которая с арктической холодностью наблюдает за происходящим с усердием равнодушного обывателя…

Свернуть
18 октября 2019
Юмор — психологическая защита

Давным-давно в 2016г. один великий философ современности Оксимирон задал вопрос другому философу современности Гнойному: «Как ты думаешь, почему столько фильмов про Бэтмена и ни одного про Джокера?»....

Развернуть

Давным-давно в 2016г. один великий философ современности Оксимирон задал вопрос другому философу современности Гнойному: «Как ты думаешь, почему столько фильмов про Бэтмена и ни одного про Джокера?». И по всей видимости, боссы Warner Bros. услышали этот вопрос иначе как объяснить, что всего через год появляется новость, что снимается сольник про Джокера. Если серьёзно-то фильм был для меня одним из самых ожидаемых, до премьеры которого я отсчитывал дни, ведь фильм обещал быть невероятным. Я боялся одного, лишь бы он не оказался переоценённым. И по итогам, этот фильм гениален!

«Джокер» хоть и фильм про персонажа из комикса, но прелесть в том, что это фильм вообще не про комиксы, это психологический тяжёлый триллер. Главный герой — немолодой, весёлый и дружелюбный человек Артур Флек, который мечтает стать великим стэндап-комиком, а в реальности он неудачливый клоун-аниматор; живущий в убитой халупе, с больной матерью; страдающий неконтролируемыми приступами смеха, посещающий психиатра и призираемый и незамечаемый всеми людьми вокруг. И дополняется эта картина антиутопичным Готэмом, где бунтуют коммунальщики и поэтому весь город завален мусором, подвергается нашествию крыс, а местные толстосумы, во главе с Томасом Уэйном который называет всех недовольных «клоунами», развлекаются и класть хотели на простых людей.

Фильм состоит из двух частей. Первую и большую часть, нам как раз показывают жизнь Артура и как он постепенно сходит с ума от равнодушия и неудач, превращаясь из милого, застенчивого человека в безжалостного и хладнокровного убийцу. Тут конечно самый большой вклад Хоакина Феникса (который до одури похож на Валерия Гаркалина) который весь фильм демонстрирует пример «маленького человека» который хочет быть хорошим, нести радость людям, но об его доброту просто все вытирают ноги.

- Если бы это был мой труп, вы бы просто переступили и даже не оглянулись…

Большую часть фильма нам показывают как Артур влечёт своё жалкое существование: нелюбимая и презираемая работа аниматором, подвергаться унижению молодых мажоров из «Уэйн Энтерпрайзез»; посещения психиатра

- Им плевать на таких людей как вы, Артур…

Его маленькое жильё, уход за больной матерью и каждодневный просмотр вечернего юмористического шоу (вылитый аналог «Вечернего Урганта») с надеждой попасть туда. И сказать, что это всё показано великолепно, ничего не сказать. Фильм так снят, что ты проникаешься пониманием и сочувствием к Артуру. Первая часть фильма довольно медлительная, в ней тёмные краски, даже в дневных сценах, но это работает, так что ты понимаешь весь ужас и боль Артура Флека, который просто хотел быть весёлым. Что интересно, в фильме полно отсылок на «Таксиста», когда Артур играет с пистолетом; и «Машиниста» когда он обнажённый по пояс вращает торсом.

Немаловажная заслуга — Готэм. В этом плане фильм «Джокер» можно смело заносить в энциклопедию кино «как детали влияют на фильм». В сравнении с данным Готэмом, даже Готэм из трилогии Нолана не кажется таким порочным. Как я выше сказал, в этом фильме Готэм — грязный (в прямом смысле), серый, коррумпированный. Город задыхается от бедности, мусорных забастовок и просто наплевательского отношения богачей к нему, который не замечают всей этой бедноты. И это тоже классная часть, потому что когда смотришь как Артур проходит через эти колонны мусора, ты чувствуешь в каком отвратительном городе он живёт, где даже финансовую помощь больным людям сокращают, потому что они не нужны (параллели с современной Россией не проводить). В этом плане, Готэм вообще переворачивает весь мир о Бэтмане с ног на голову, потому, что один из второстепенных героев — Томас Уэйн который думает, что проблемы города это зависть бедняков к богачам. В фильме появляется дворецкий Альфред, и даже он тут больше негативный персонаж, который выпроваживает Артура. Даже интересно, в фильме есть прямой намёк на будущего Бэтмена, с кем же он будет сражаться, если главные преступники не на улице, а у власти.

- Люди, да что с вами всеми такое?

- Мюррей, вы вообще выходите за пределы этой студии?

А вторая часть фильма это уже сам Джокер. Таковым Артур становится после кровавого инцидента. И эта часть уже более подвижная, когда Артур, перекрасив волосы в зелёный, лицо в белый и надев фиолетовый костюм, начинает творить беззакония, которые при этом ему кажутся весёлыми. Тут стоить отметить, что грим Джокера хорош. Я помню, когда выходил «Отряд самоубийц» как же мне не понравился грим Джареда Лето из-за которого он был похож больше на солистку группы «Eurythmics» чем на гангстера. Так вот у Феникса грим просто обалденен.

У меня только две маленькие претензии к фильму: 1) Вам не кажется, что когда в начале фильма хулиганы кричат: «Бей его, он нам ничего не сделает» это как то клишировано, из раздела «Я захвачу весь мир! Ха-ха-ха». 2) Концовка. Она тут в стиле «Американского психопата», «Острова проклятых» и «Начало» т. е. неопределённая. Вот мне одному кажется, что она обесценивает всё происходящее в фильме?

Вывод: В целом, «Джокер» — это действительно шедевральный фильм. Я не буду называть его лучшим фильмом по комиксам (потому что таковым продолжаю считать трилогию Сэма Рэйми), потому что «Джокер» это не кинокомикс. Да тут действие происходит в Готэме, есть чета Уэйнов и лечебница Аркхэм, но в остальном «Джокер» это сверхреалистичный триллер про человека и то, как человека может довести общество, в котором он живёт. В этом фильм прекрасен потому что «реален». Какой там «Тёмный рыцарь», вот какой фильм действительно реален, иногда даже казалось, что все упоминания Уэйно здесь инородны, настолько этот близок нашему миру, где каждый день появляются вот такие вот Джокеры, которые берут ружья и в один день отправляются убивать.

10 из 10

Свернуть
17 октября 2019
История личного безумия

При просмотре фильма «Джокер» в голове крутятся два образа: «Машинист», созданный Кристианом Бейлом, и Буффало Билл из «Молчания ягнят».

Для кого-то безумие становится следствием отвратительного пост...

Развернуть

При просмотре фильма «Джокер» в голове крутятся два образа: «Машинист», созданный Кристианом Бейлом, и Буффало Билл из «Молчания ягнят».

Для кого-то безумие становится следствием отвратительного поступка, кто-то является жертвой своих потаенных желаний, а у кого-то просто нет другого выхода. Потому что вся его жизнь с самого рождения вела к одному концу — ненависти и сумасшествию, как бы этот человек не пытался с этим бороться. И тут возникает вопрос, нужно ли ломать себя в угоду обществу и быть несчастным, или ступить на тропу разрушения и обрести себя?

В 2008 году Хиту Леджеру удалось создать уникальный образ Джокера, который в итоге привел его в могилу. И, казалось, что его уже никто не сможет переплюнуть. Он показал лицо истинного безумца. Человека, у которого нет целей, нет стремлений, нет привязанностей. А есть только одно — тяга к разрушению. Его даже нельзя было назвать полноценным отрицательным персонажем. Он был продуктом системы, которая разрушала все на своем пути, и он стал ее продолжением.

Перед Хоакином Фениксом стояла сложнейшая задача. Он должен был продолжить наследие Хита Леджера и по максимуму раскрыть, созданный им образ. И Хоакину это удалось на все двести процентов. Это просто уникальный опыт. От его перевоплощения невозможно оторвать глаз. Насколько неприятен и несчастен Артур в его обычной жизни, и насколько прекрасен и целостен он как Джокер. Даже становится страшно от того, не станет ли его безумный персонаж примером для подражания. Ведь он невероятно харизматичен и свободен.

Хит Леджер получил за своего Джокера Оскар — посмертно. Я надеюсь, что Хоакин тоже не останется без этой золотой награды, но на этот раз при жизни…

9 из 10

Свернуть
17 октября 2019
Дело только во мне, или весь мир сходит с ума?

В этом году нам подарили действительно уникальный, практически безупречный, первый, но, надеюсь, не последний, фильм по комиксам, который взял «Золотого льва» и легко подвинул Леонардо Дикаприо, Брэда...

Развернуть

В этом году нам подарили действительно уникальный, практически безупречный, первый, но, надеюсь, не последний, фильм по комиксам, который взял «Золотого льва» и легко подвинул Леонардо Дикаприо, Брэда Питта и Квентина Тарантино с первых претендентов на «Оскар».

И, конечно, можно долго спорить о том, кто лучший Джокер, или кто лучший режиссер «Джокера», — но факт в том, что Хоакину Фениксу и Тодду Филлипсу удалось создать шедевр, который будет актуален всегда. Комиксы, политика, социалка, философия и психические заболевания — все смешалось в одну безумную, но прекрасную штуку под названием страшно реальная жизнь.

Игру Хоакина, костюмы легендарного Марка Бриджес («Призрачная нить», «Мой парень — псих», «Кокаин») и танцы, поставленные чуть ли не единственным в своем роде хореографом Майклом Арнольдом, — обсуждать скучно. Потому что это все на виду и те, кто пришел в кинотеатр не поспать, точно это заметят и оценят.

Для меня же любопытной была операторская работа, — я даже собираюсь повторить этот весьма тяжелый опыт и пересмотреть фильм еще несколько раз, чтобы разобрать отличные операторские приемы, потому что в первый просмотр заставила себя их подмечать лишь к концу фильма.

Еще один огромный плюс — действительно качественная работа сценаристов: диалоги героев наполнены смыслом, болью, настоящей трагедией. Каждый раз, когда в фильме кто-то открывает рот, то можно даже не сомневаться, что прозвучит что-то яркое и насыщенное, а не клишированное во всех фильмах, снятых по комиксам.

Некоторые критики жалуются на избитость некоторых приемов, якобы с помощью слишком частых побоев героя из зрителей выбивают лишнюю, «незаработанную» сценарием слезу.

Вот уж не знаю: как вы хотите найти справедливость в фильме, где каждый камень равнодушен к главному герою, который из последних сил старается быть хорошим? Не важно, сколько раз его побили — один или десять. Важно, что ни государство, ни близкие, ни новые, ни старые друзья (друзья ли?) не имеют ни малейшего желания помочь и вытащить человека из мрака.

На мой взгляд, это будет самый горький фильм, заслуженно получивший «Оскар».

10 из 10

Свернуть
17 октября 2019
История о смехе, после которой точно не захочется смеяться.

Когда мы смотрим на человека, совершающего ужасные поступки, то не хотим его понять. Большинство скажет, что его место в тюрьме, если не на виселице. Когда один человек убивает другого, никто не будет...

Развернуть

Когда мы смотрим на человека, совершающего ужасные поступки, то не хотим его понять. Большинство скажет, что его место в тюрьме, если не на виселице. Когда один человек убивает другого, никто не будет разбираться в том, как он к этому пришел. Но я буду. Всеми силами я ращу в себе чувство сострадания ко всему живому. И к человеку тоже.

Именно поэтому фильм «Джокер» важен для меня. Легко ненавидеть, презирать и осуждать, когда видишь только то, что было после. Редко люди признают свою ошибку в становлении убийцы. Гораздо проще свалить всю вину на него. Мы никогда не окажемся на месте другого человека. Никогда не испытаем его боль, счастье. Его жизнь. За последнее время я увидела много историй людей, которым не хватало только одного — любви. Как много это чувство может сделать для потерянной души.

Увидев выступление Аарона Старка на TED, внутри меня поселилась надежда. Он был тем подростком, который хотел в своей школе расстрелять всех, кто попадется ему на пути. Неблагополучная семья, где его постоянно унижали. Он ненавидел весь мир. Винил каждого в своей боли. Все его боялись, поэтому отстранялись и навешивали ещё более грубые ярлыки. Но преступлению не было суждено сбыться. Появился друг, которому было всё равно, что говорят. Он просто делился с Аароном обедом, звал гулять после школы, проводил с ним время и дарил то чувство, которого раньше не существовало в жизни подростка. И парень передумал. Он тоже увидел надежду. Любовь на спасение. Доброту и участие. Человеку не нужен просто человек. Любовь — только она сотворит чудо! Человеку важно быть нужным, услышанным.

«Джокер» — это не просто красивый драматичный фильм, где гениальный и всем моим сердцем любимый Хоакин Феникс танцует и смеется. Это не просто предыстория одного из самых знаменитых злодеев DC. Это глубина человеческого сердца. Безумие, которое неизбежно придёт, когда мир будет бить сильнее. История о смехе, после которой точно не захочется смеяться. Весь фильм мне просто хотелось встать и подойти к Артуру, чтобы крепко его обнять. Показать, что, как бы не был жесток мир, добро есть! Но я не могла. Иногда мы просто не хотим раскрыть свои объятья, чтобы другому стало чуть теплее.

История Джокера для меня обретает больше смысла именно в исполнении Хоакина. Через кадры я вижу актера, чувствую его мысли, его порывы рассказать именно так. Хоакин Феникс — веган практически с самого рождения. Он открывает свое сердце для всех, кто в этом нуждается. А этим фильмом он помогает раскрыть его и нам.

Свернуть

Расписание