Текст

Текст

2D
18+

триллер / драма

Главный герой - 27-летний Илья Горюнов, семь лет отсидевший в тюрьме по ложному обвинению в распространении наркотиков. Когда Илья выходит на свободу, он понимает, что прежняя жизнь, по которой он тосковал, разрушена, и вернуться к ней он больше не сможет. Хотя он не собирался мстить человеку, который отправил его в тюрьму, другого выхода теперь нет. Встретившись лицом к лицу со своим обидчиком, Илья совершает необдуманный поступок, после которого главный герой получает доступ к смартфону Петра, а с ним и к жизни молодого человека - его фотографиям и видео, перепискам с родителями и девушкой Ниной, к странным, полным недомолвок и угроз переговорам с коллегами. На время Илья становится для всех Петром - через текст на экране телефона.

Отзывы


03 ноября 2019
Младший братик фильма Левиафан

Хорошо бы авторам фильма «Текст» немного поиграть в логические игры. Не знаю, в шахматы что ли, или в шашки. Хотя бы задачки по математике порешть. Я понимаю стремление художника напугать, вогнать в ш...

Развернуть

Хорошо бы авторам фильма «Текст» немного поиграть в логические игры. Не знаю, в шахматы что ли, или в шашки. Хотя бы задачки по математике порешть. Я понимаю стремление художника напугать, вогнать в шок, вызывать черные эмоции у зрителя. Это банальнейший киноприем, опробованный на множестве картин. Но логика же должна же быть в картине, чтобы хоть как-то на жизнь было похоже?

Один пацан семь лет ждал на киче, чтобы переговорить с другим пацаном, который когда-то сломал ему всю жизнь.

Беседовать — о чём? О несовершенстве правовой системе в России? Если мстишь — мсти! Но особенно интересно поведение человека, который вместо беседы убивает своего врага и никак уж точно не желает быть пойманным и быть закованным в наручники. По идее, только имибицил может после убийства использовать телефон жертвы.

Ведь во всех книгах, сериалах, разговорах обычных даже людей говорится, что любой сотовый телефон легко отследить. Студент МГУ, который рос в 21-м веке, должен знать это еще с десяти лет! Если просто припомнить фильмы с конца 90-х, когда сотовая связь входила только в обиход, авторы тех вещей учили выбрасывать сотовый телефон жертвы, и тем более свой собственный, сразу после совершения преступления.

То, что делает Илья (Александр Петров) в фильме «Текст», это то же самое примерно, что такой каламбур: охотник пристрелил вожака волчьей стаи. А потом ночами станет разгуливать с его шкурой и размахивать ею среди сотен сородичей убитой зверюги. Где логика во всем сюжете? Банальный сюжет о полицейской подставе списан с американских голливудских картин. Там плохие копы всё время подобное делают.

Авторы фильма «Текст», по всей видимости, ставят себе целью очернить российскую действительность. Да чего её чернить-то? Она и так не радостная. Все эти обшарпанные подъезды, серые дома, убогие пятиэтажки, трубы котельных на фоне темного неба, продажные полицейские, водка и несправедливость — это всё и так уже въелось до корней в российскую жизнь.

Фильм «Текст» это черная краска на черной кисточке по черному холсту. Скучно, банально, монотонно. В фильме «Текст» режиссёра Клима Шипенко и автором сценария которого выступил Дмитрий Глуховский помимо банальности, чернушности и скучности, есть еще одна вещица, так сказать. Ещё одна «изюминка»: это фильм-разговор. Малобюджетная картина с кучей монологов, перепиской и функцией преобразования в речь, как замена человеческого голоса живого текстом. Это вещь-болталка на унылом фоне практически лишенная действия. Чтобы спасти эту тягомотину, авторы предсказуемо вводят бессмысленную, но откровенную эротическую сцену с Ниной (Кристина Асмус). Сцена никак не вытекает из всей логики ткани картины, просто текст требовалось «разбавить» простой «клубничкой». Главный герой вещи Илья при этом еще и рукоблудит. Ах ты шалун!

Скандальная сцена с Кристиной Асмус ф фильме «Текст» выполняет лишь одну функцию — согнать дремоту с лица многих зрителей. Сам Саша Петров в ней сыграл опосредованно, впрочем как и во всём фильме. Иногда казалось, что игра у актёра идёт с напрягом, с натугой, как бы выдавливаются им из себя эмоции. Этот холёный парниша ну никак не тянет на молодого человека, семь лет отсидевшего за решеткой. Он больше похож на учителя ботаники, если побреется наконец, рассуждающего про пестики и тычинки. Но не более того.

Верхом «логичности» вещи можно считать сцену, когда Нина с дочкой пришла на могилу к убийце отца своего ребенка. Что, бандиты ей сообщили по большому секрету, на ушко, что они хотели её прирезать, но Ильюша её спас от них же? Она расчувствовалась, что часть жизнеутверждающих сообщений ей писал Илья от лица Пети? Глупость. Где логика?

Однако, есть в фильме «Текст» режиссёра Клима Шипенко и светлые стороны, хотя их стоит искать под увеличительным стеклом. Парочка моментов. Первое: слегка «вытягивает» картину актерская игра молодого актёра Ивана Янковского. Вот кому удалось изобразить подлеца довольно достоверно. От его персонажа на душе мерзко делается особенно, а это уже признак мастерства в процессе вхождения в роль. Только я опять не понял, какой смысл был его герою Петру Хазину подставлять студента Илью под статью? Чтобы продвинуться по служебной лестнице? Или Петя захотел почувствовать себя властелином мира? Непонятно.

Второе: также, пожалуй, еще один удачный ход это использование киноприёма «скачущей камеры» в фильме «Текст», когда камера «скачет» по временной шкале то назад, то вперед, то снова назад до определённых моментов. Этот трюк в какой-то мере сработал, мне понравилось, он помог пониманию отдельных блоков вещи.

Резюме фильма 2019-го года «Текст» абсолютно предсказуемо, как и концовка фильма, впрочем. В России жизнь — мрак, не рожайте здесь детей, с ними власть сделает то же, что сделали со студентом филфака МГУ Ильей. Чернота пейзажей, серость лиц, нудность повествования.

Фильм «Текст» — это меньшой братишка «Левиафана».

То же небось ещё и премию какую-нибудь дадут на Западе.

А может быть авторам фильма выйти на улицу летом, золотой осенью, скажем, и посмотреть на зеленые луга, шуршащую листву, высокое солнце? Где детишки носятся по берегу российской реки, плескаясь и жмуря глаза от радости бытия? Где молодые люди дарят цветы девушкам, целуются с возлюбленными, смеются, женятся, танцуют и где вокруг растут цветы в парках? Где ходят красивые люди в модных одеждах?

Фильм «Текст» как раз не создан для таких позитивных прогулок. Что ж, свою нишу он найдёт. Еще раз напомню: напугать, очернить гораздо проще, чем пробудить светлое в зрителе. Что ж, всю вещь можно охарактеризовать тремя словами: банально, чернушно, нелогично.

4 из 10

Свернуть
03 ноября 2019

К сожалению, в силу определенных причин у нас до сих пор бытует мнение, что российское кино производит полное г***о, но, на самом деле, это уже давно не так. Просто действительно хорошо снятые, качест...

Развернуть

К сожалению, в силу определенных причин у нас до сих пор бытует мнение, что российское кино производит полное г***о, но, на самом деле, это уже давно не так. Просто действительно хорошо снятые, качественные фильмы, способные смело составить конкуренцию зарубежным коллегам выходят штучно, и в этом заключается ценность любой картины. Так, к таковой можно отнести экранизацию романа Дмитрия Глуховского «Текст».

Синопсис После того как 27-летний Илья Горюнов отбывает срок по ложному обвинению в распространении наркотиков, он понимает, что уже никогда не сможет вернуться к прежней жизни. Мечтая отомстить тому молодому майору, который подкинул ему дозу, Илья выслеживает того и в порыве гнева случайно его убивает и получает доступ к смартфону убитого со всеми переписками, фото и видео, невольно начиная жить жизнью своего обидчика.

Игра актёров В целом актерский состав, задействованный в фильме, весьма неплохо справился со своей работой, но, конечно же, тут следует выделить только Александра Петрова в роли Ильи Горюнова, некогда молодого типичного студента, у которого были друзья, любимая девушка, все будущее впереди. Однако это все обрывается в один миг, и теперь герою просто больше нечего терять, кроме жизни и попытки начать что-то нормальное, что-то настоящее, что он пытается, правда за счет чужой жизни.

Режиссура Во время просмотра ты поначалу не можешь никак понять, к какому жанру отнести фильм. Но скорее всего, «Текст» — это действительно психологическая драма с элементами триллера. С одной стороны, режиссер Клим Шипенко показывает неудачную судьбу молодого человека, чья жизнь пошла коту под хвост из-за неудачного стечения обстоятельств. Хотя герой пытается вернуться к жизни обычного человека, надев маску другого, конечно же, ему это выходит боком. С другой стороны, режиссер заявляет о важной для современного мира проблеме о том что мы невольно выкладываем всю свою жизнь в маленький гаджет, который, попадись в руки постороннего человека, станет ключом к вашим тайнам, финансам, работе, личным делам и т. д., а следовательно, мы, сами того не подозревая, можем все это потерять.

Сценарий Признаюсь честно, с романом Дмитрия Глуховского, по мотивам которого собственно поставлена данная картина, я не знаком. Поэтому судить о степени приближенности содержания фильма к содержанию романа я не смогу. Однако с учетом того, что сам автор стал адаптировал свою работу в сценарий, можно судить, что все сделано как надо. Действие фильма начинается за семь лет до основных событий. Илья, еще 20-летний студент, вопреки наказанию матери сбегает из дома в клуб, куда нагрянули сотрудники правоохранительных органов. По собственной глупости Илья вступает в конфликт майором Петром Хазиным, который в отместку подкидывает ему наркотики, и Илья получает 7-летний срок. Отбыв наказание, герой возвращается в родной дом, чтобы узнать, что накануне его освобождения от сердечного приступа скончалась его мать. Полностью один, никому не нужный, не имеющий перспектив на будущее, Илья решает отомстить обидчику, которого выслеживает через соц. сети. В порыве гнева он случайно убивает Петра и, спрятав тело, получает доступ к его телефону, а следовательно, ко всей хранящейся на нем информации. Узнав достаточно о своем враге, Илья невольно начинает отвечать на поступающие сообщения, принимать решения за убитого и, в конец концов, жить его жизнью, не предполагая, к каким неожиданным и даже опасным последствиям это приведет.

Итог «Текст» — на самом деле хорошее кино, стоящее просмотра. Фильм цепляет одновременно сюжетом, режиссурой, усиленным напряжением и, конечно же, самой идеей, которая не оставит безучастным. Хотя в каких-то сценах он может показаться затянутым и где-то излишне информативным, все же это одна из лучших российских работ этого года.

8 из 10

Свернуть
03 ноября 2019
Мастерство иллюзии

И что, прям ни одной отрицательной рецензии, серьёзно? Всем настолько застила глаза мастерская иллюзия «злободневности»? Скажу сразу, мне и книга-то не шибко понравилась, больно неприятным героем был...

Развернуть

И что, прям ни одной отрицательной рецензии, серьёзно? Всем настолько застила глаза мастерская иллюзия «злободневности»? Скажу сразу, мне и книга-то не шибко понравилась, больно неприятным героем был Илья, слишком однобокой мразью Петя, Нина не была раскрыта от слова «совсем» и это только то, что касается драматургической составляющей, а по стилистической все было ещё хуже.

Фильм же сильно покоцал изначальный сюжет книги, выкинув из него пару ненужных, как выясняется, сюжетных линий, забив даже на попытки раскрытия других персонажей, кроме Ильи, и сосредоточившись целиком на главном герое. И вроде ладно, ничего такого, да только и здесь не все гладко.

И так не самую крепкую мотивацию Ильи из книги здесь попросту выкинули, из-за чего из нерешительного и невнятного героя он превратился в просто непонятного. Человек, который книгу не читал, будет постоянно задаваться вопросом: «А зачем он это делает?». Если в романе поступки Ильи хоть кое-как, но объяснялись любовью, ненвистью, еще чем-то, то здесь они практически никак не поясняются. События переставлены местами таким образом, что рождается совершенная путаница.

Что уж говорить про остальных персонажей. Раскрытию Пети была посвящена добрая часть книги, и пусть там он раскрывался ужасающе однобоко, как конченая мразь, у которой каждый поступок вызывал порицание, здесь же и вовсе все это выкинули. Но я могу это понять — режиссер, в отличие от Дмитрия Глуховского, вероятно понял, что нельзя так плоско раскрывать героев, и Петю Хазина стоит показать с какой-то более положительной и живой стороны, что собственно и было сделано. Жаль только, что материала книги не хватило на то, чтобы еще глубже раскрыть его персонажа.

Возвращаясь к Илье, возникает еще вопрос, а почему мы вообще должны сопереживать этому герою? Только из-за того, что жизнь несправедливо с ним обошлась? Да, с этого начинается его история, но все дальнейшее — результат его собственных действий и многочисленных ошибок. Есть такой корейский фильм «Желтое море». Там герой от безысходности решается за деньги убить человека. В итоге он попадает в целый круговорот интриг и хитросплетений сюжета, в которых замешаны и мафия, и полиция, и все на свете. И вот там ему сопереживаешь, хоть его и не назвать хорошим человеком. Там понимаешь, что толкает его на те или иные поступки, видишь, что превращает человека в загнанного зверя, для которого важно уже даже не столько выжить, сколько хотя бы понять, почему с ним так обошлись.

И здесь Илья. Лишенный твердой мотивации, напичканный фантомными целями. Да, очень многое в фильме выкинули из того, что было в книге, и часть из этого — чтобы обелить персонажа в глазах зрителей. Но все равно не получается ему сочувствовать, ведь если разложить все его поступки за весь фильм по полочкам, и как следует в них разобраться, то выяснится, что ничего по-настоящему хорошего он за весь фильм-то и не сделал. И почему тогда его пытаются выставить, как какого-то героя нашего времени? Фиговое время, раз такие у него герои.

Но есть у фильма и положительные стороны. Стоит признать, Петров действительно неплохо сыграл, особенно в сцене убийства Пети. Отличная операторская работа и динамичный, хоть и рваный, монтаж не дают заскучать. Пожалуй, что режиссёр Клим Шипенко как мог вытягивал изначально откровенно слабую историю, и судя по оценкам и количеству положительных рецензий, ему удалось навести лоск.

Что же по итогу? По итогу никого уже не волнует крепкая драматургия, прописанная мотивация и глубокие характеры. Главное, чтобы вот про несправедливость в России, чтоб злободневно и актуально, особенно на волне дел Голунова и Устинова. Почему все считают, что если фильм злободневный и актуальный, то он автоматически хороший? Вот только пройдёт актуальность, кончится контекст, и что останется? А ничего.

За старания режиссера и актеров:

5 из 10

Свернуть
31 октября 2019
о пользе романской литературы

Сказать, что я люблю «Легенду N17» и «Движение вверх» в русском кино — не сказать ничего. Почему-то именно эти две картины сразу приходят мне на ум, когда говоришь о действительно стоящем отечественно...

Развернуть

Сказать, что я люблю «Легенду N17» и «Движение вверх» в русском кино — не сказать ничего. Почему-то именно эти две картины сразу приходят мне на ум, когда говоришь о действительно стоящем отечественном кинематографе. Ну может еще «Бригада» какая, так это сериал. «Брат» и «Брат 2» прошли мимо меня, хотя я дико люблю творчество Бодрова мл., и тут Сашка Петров, которого я полистываю да поглядываю в инстаграмчике, выкладывает снимок переписки с другим актером «Текста», в котором сокрушается, что, мол, этот самый «Текст» — едва ли не второй «Брат 2», а то может и того получше. Ну, думаю, раз уж в тот старый поезд запрыгнуть не удалось, нужно вкусить блюдо, которое подают в другом вагоне-ресторане. Хотя… Кого я обманываю этими вокруг да около. Мне жуть как нравится внешне Иван Янковский. Не так конечно сильно, как его дед, но все же. Дай, думаю, гляну, как он там изображал харизму, ну и шумиха вокруг постельной сцены с Асмус — опять-таки, там тоже должен быть Ванька, демонстрировать свой карьерный рост и все такое.

На самом деле, если перестать ерничать (хоть это жуть как тяжело), фильм получился довольно-таки достойный. Не без нюансов, но довольно сложный, психоделический, заставляющий остановиться и задуматься о происходящем вокруг. Мы полностью поселились в своих гаджетах. Мы не видим и не слышим никого вокруг кроме себя. И что самое занятное, мы даже не звоним по телефону — надиктовываем сообщения, записываем видеообращения, печатаем такие трактаты что закачаешься. Только не говорим друг с другом, не слышим друг друга. И эта особенность поколения как нельзя круче обыграна в «Тексте» и идет рефреном через весь хронометрах.

Передана будничность главного героя. Учитывая, что скоро не любимая мною зима, просто с содроганием смотришь на экран, где спальный район с хмурыми пятиэтажками наперевес заслоняет низкое солнце. Это и сугробы грязного подтаявшего снега, и канализационный люк с ледяной коркой, и суп в алюминиевой кастрюле, и уродливые фужеры из толстого стекла, из которых главный герой с приятелем пьет водку. И глядя на это на все, удивляешься, как людям вообще удается сохранить психическое здоровье, наблюдая такой унылый пейзаж. Но даже эту жизнь отняли у 20-летнего Ильи, посмевшего сопротивляться системе. Ложное обвинение в распространении наркотиков разрушило прошлое, сожгло все мосты к нормальной жизни, и отчаявшись парень встречается лицом к лицу со своим обидчиком. Тот — полная противоположность «серой будничности», в которой живет Илья — молодой человек, для которого круглосуточно открыты все двери. Он молод, красив, успешен — он получает желаемое по щелчку, наслаждается обществом красивой молодой женщины, спрашивает о совместной поездке в Колумбию так, будто предлагает ей сходить в ближайший ларек за хлебом. Легко порхая по жизни, лощеный франт не осознает и никогда не осознает, какую жизнь он ведет и как своими действиями разрушил чужую. И у Ильи представляется возможность, правда, спонтанная, ощутить эту жизнь через текст на экране телефона. Но последнего хватает для того, чтобы вкусовые рецепторы парня буквально взорвались от происходящего.

На протяжении всей ленты я не всегда понимала, что говорит Сашка Петров. Это зловещее пришепетывание, разыгрывая драму, заставляло меня переспрашивать — что? Что ты там бормочешь себе под нос? Нет ну правда, с ним всегда ощущение, что находишься на каком-то моноспектакле, где больше никого и не нужно — настолько Петров поглощает все вокруг себя. Я бы не сказала, что он такой супер мастер перевоплощения, скорее, «стахановец», который качественно выдает из фильма в фильм одни и те же эмоции. Ему веришь, ему сочувствуешь, но нет-нет, а выглянет «полицейский с рублевки». К тому же я очень не люблю, когда он начинает без повода голосить — выглядит очень театрально. Как с найденными наркотиками — зловещую тишину замешательства сменила какая-то бутафорская истерика. Но в целом очень убедителен в роли такого сложного одиночки, который сражается против целого мира. Почему-то Сашка естественнее всего смотрелся в грустной хрущевке, лежа на диване в старых кальсонах. Прямо такой лубочный персонаж на подушках в ромбик.

Вопреки моим горячим ожиданиям, Ваньке Янковскому была отведена не такая уж и большая роль, как мне хотелось. Ну слава богу, кино и правда было динамичное и увлекательное, так бы я огорчилась. Не думаю, что нужно напрягаться, изображая Петра — прожигателя жизни, типичного представителя золотой молодежи. Но дьявол в деталях: как Янковский гармонично и точно выглядел в этом кремовом пальто и водолазке, с небрежно растрепанными волосами и лукавым взглядом. Ни одного мелкого, не решительного жеста — какая-то необъяснимая широта сквозит в его неоднозначном персонаже. Несмотря на явно негативную окраску всего происходящего с молодым повесой, его неприкрытую порочность и попрание всех законов общества, он интересен зрителю, его мотивы также нужно понять и разгадать.

Что касается девушки Нины, то в этом персонаже нет ничего выдающегося, даже если бы ее пыталась сыграть Элизабет Тейлор, все вышло бы в точности также. Какая-то влюбленная девочка, каких миллионы. Эти армии ходят по улицам в поисках богатой жизни, хороших мальчишек при деньгах, кипучего моря удовольствий. Неплохая в общем-то Нина, больше и не скажешь. Конечно, так себе характеристика для женщины, но она сюда подходит. К тому же я так и не смогла проникнуться ажиотажем касаемо постельной сцены с участием Кристины Армус. Сцена и сцена, с каких пор у нас вообще ханжески стали обращать и даже акцентировать внимание на таких вещах? Сейчас если снял кино без насилия и похабщины, считай вообще ничего не сделал, не внес свой вклад в мировую художественную копилку. Здесь, конечно, постельная сцена вопреки всем крикливым возмущениям была совершенно необходима хотя бы для того, чтобы герой Сашки Петрова окончательно проникся чужой жизнью, подглядывая пусть и не в замочную скважину, но в экран чужого смартфона.

Вот и получается, что так и живет в цифровом измерении — нас легко может заменить другой человек, и ровным счетом ничего не изменится. Полная потеря индивидуальности. Зыбкость, недосказанность, химеры счастья, замки на песке. Ошибка молодости, которая может стоить тебе целой жизни. Ошибка молодости, которая толкает тебя на неверный путь и заставляет тебя двигаться по накатанной. Узел из крепко сплетенных судеб, который необходимо разрубить прицельным ударом топора. Летящее в пропасть колесо, оторвавшееся на дороге жизни.

«Текст» — реалистичный, мрачноватый, но очень жизненный фильм, в котором каждому удалось раскрыть свой потенциал. И да, переписываясь, просите присылать побольше видео — вдруг по ту сторону экрана вовсе не Петя/Леша/Маша?

ПиСы. В универе тоже как-то не жаловала зарубежную лит-ру

Свернуть
31 октября 2019
Чужой среди чужих

Ставшая уже привычной картина российской действительности, разделённой на две неравные части, на два сильно непохожих друг на друга мира.

В одном делают карьеру, «поднимают» большие и лёгкие «бабки»,...

Развернуть

Ставшая уже привычной картина российской действительности, разделённой на две неравные части, на два сильно непохожих друг на друга мира.

В одном делают карьеру, «поднимают» большие и лёгкие «бабки», упиваются сладкой жизнью; успешные родители устраивают жизнь своих никчёмных детей; обслуга радуется, если доставляет удовольствие господам, а господа принимают этот мир таким, какой он есть, — ведь правила игры давно установлены, ясны и понятны. В другом мире сводят концы с концами, выживают, выплачивают ипотеку с кредитами, а если совершают резкие движения, то рискуют скатиться туда, откуда уже не подняться.

Сосуществующих в этих мирах людей не связывает ничего, кроме общей территории под названием Российская Федерация. Но иногда пути их всё же пересекаются. И даже рокировки происходят.

Сразу в двух мирах живёт и мучается герой фильма «Текст» Илья Горюнов (Александр Петров). Живёт чужой жизнью, мучается своей. Не потому, что не совладал с искушением вписаться в мир успеха и чистогана, а потому, что его туда втолкнула сама жизнь.

Отсидев 7 лет строгача за подкинутые ему пакостным опером наркотики, Илья жил все эти годы жаждой расплаты. Поверженный актом возмездия мент Петя Хазин (Иван Янковский) открывает Илье неожиданную лазейку для входа в свой мир — не такой блестящий и беззаботный, как это представлялось по его аккаунту в «Инстаграмм», но, тем не менее, притягивающий к себе, как магнит. В руках у Ильи оказывается средство ориентации в этом мире, своеобразный компас наших дней — айфон Хазина. С его помощью Илья погружается не только в мир удовольствий, в которых купался все эти годы Хазин, но и проблем, куда тот сам себя загнал своей инфантильностью, безответственностью и эгоизмом.

Потерявший мать, которая не дожила до освобождения сына всего пару дней, Илья обнаруживает, что у его врага тоже есть любящая мама, переживающая за судьбу сына, за его ссоры с отцом — генералом МВД, за любимую девушку Хазина Нину (Кристина Асмус), которую тот отправляет на аборт, потому что не представляет себя в роли отца. С одной стороны, на Хазина наезжают силовики из «конторы», спалив на наркоте, а с другой — на него давят дагестанские бандиты, требуя все большие объёмы качественного «товара», в торговлю которым Хазин включился, используя своё служебное положение. Сам он оказался в глубокой помойной яме из проблем, угроз и трудноразрешимых ситуаций. А «семёрка», которую впаяли Илье по вине Хазина, нависла над ним самим, как дамоклов меч. А то и «десятка» — сегодня в таких делах суды не церемонятся.

Илья, имея в руках орудие управления жизнью Хазина, пытается извлечь выгоду из сложившейся ситуации — ведь ему даже не на что похоронить мать, тело которой до сих пор находится в морге. Но по мере проникновения в жизнь Хазина Илья начинает по-человечески сопереживать тем, кто, казалось бы, этого и не заслуживает или просто не имеет к нему отношения. С помощью текстовых сообщений он, выдавая себя за Хазина, с трудом, но мирится с отцом, убеждает Нину оставить ребенка, успокаивает мать…

Принять правила, по которым живут все, или остаться верным своим принципам, рискуя крупно проиграть — вот главный вопрос, который встаёт перед героем. Переосмысливая все те принципы, что закладывала в него мама, видя вокруг себя стаи волков, желающих лишь пожрать как можно сытней и вкусней, Илья делает отчаянную, хотя и казавшуюся такой простой и осуществимой попытку вырваться уже из своей проблемной ситуации — не менее серьёзной, чем хазинская. Но ответственность за судьбу Нины, которую взял на себя Илья, не даёт осуществиться замыслу. Совесть побеждает разум.

Как затравленный зверь перемещается Илья по неуютной (для него) Москве, переходя из одного мира в другой, — из дорогих отелей и ресторанов возвращается в обшарпанные многоэтажки, с небес призрачной мечты о Колумбии спускается во вполне реальный канализационный люк с ненайденным до поры трупом. Хотя на сердце у него, конечно, камень, душу Илья сохраняет светлую. И выбор, в конечном счете, он делает не волчий, а человеческий.

Фильм Клима Шипенко («Салют-7»), снятый по книге Дмитрия Глуховского, несмотря на видимую простоту, надуманность и неубедительность некоторых (особенно начальных) сцен и сюжетных поворотов, воспринимается как удар электрическим током — резкий и болезненный. Картина является не просто зарисовкой хорошо знакомых российских реалий, а острой социально-психологической драмой о проблеме нравственного выбора человека в этих самых реалиях. Драмой, может быть и не шокирующей (хотя кому как), но пронзительно правдивой. Не только контрастный социальный фон, на котором развивается действие со всеми его головорезами-бандюками, «золотой молодёжью», успешными бизнесменами и оборзевшими силовиками, сверкающим богатством и гнетущей нищетой, но и сама мотивация героя выглядят естественно. Зритель нисколько не сомневается, что герой сделает именно тот выбор, который соответствует его натуре. И даже запиканный в фильме мат ещё сильнее создаёт эффект правдоподобия и не заставляет сомневаться в реальности происходящего на экране.

Несправедливо было бы считать фильм «Текст» сплошной чернухой. Создатели фильма вовсе не стремились ударить по психике зрителя как можно сильнее, поэтому не используют запрещённых приёмов и не сгущают краски выше предельно допустимого уровня. И если финал фильма с самого его начала довольно предсказуем, то неожиданный эпилог (после титров) не просто заставляет зрителя додумывать развитие событий, оставшихся за кадром, но и даёт понять, что в мире беспросветности есть место и надежде.

10 из 10

Свернуть

Сегодня в кино