Дюна

Дюна

2D 3D
12+

приключения / драма / фантастика

США / Канада / Венгрия

Премьера (Россия):

16 сентября 2021

Режиссеры:

Дени Вильнёв

Продолжительность:

155 мин.

Наследник знаменитого дома Атрейдесов Пол отправляется вместе с семьей на одну из самых опасных планет во Вселенной — Арракис. Здесь нет ничего, кроме песка, палящего солнца, гигантских чудовищ…и основной причины межгалактических конфликтов — невероятно ценного ресурса, который называется меланж. В результате захвата власти Пол вынужден бежать и скрываться, и это становится началом его эпического путешествия. Враждебный мир Арракиса приготовил для него множество тяжелых испытаний, но только тот, кто готов взглянуть в глаза своему страху, достоин стать избранным.

Отзывы


17 сентября 2021
Взрослая и умная научная фантастика

Спустя почти год после переноса премьеры на экраны выходит долгожданная «Дюна». Экранизация классики научной фантастики, которую пытались осилить несколько раз без особого успеха. Материал, написанный...

Развернуть

Спустя почти год после переноса премьеры на экраны выходит долгожданная «Дюна». Экранизация классики научной фантастики, которую пытались осилить несколько раз без особого успеха. Материал, написанный Фрэнком Гербертом, был слишком обширным и сложно адаптируемым. Казалось, столь не экранизируемый текст останется непокоренным. Но новая адаптация от Дени Вильнева смогла. Это настоящее кинособытие, которое полностью оправдывает ажиотаж и годы ожидания. Прошу прощения, но дальше будет поток дифирамбов.

Описать сюжет в нескольких предложениях будет довольно сложно, но если упрощать: есть дом Атрейдесов, которые отправляются на планету Арракис, где необходимо поддерживать порядок и поставку ресурсов. Наш главный герой Пол находится на пути познания себя и своего истинного предназначения. Арракис — опасное место, которое становится отправной точкой распада семьи и начала великой войны.

Пытаясь сформулировать синопсис, я уже столкнулся со сложностями. Не представляю, сколько сил и интеллектуального труда было вложено в этот проект во время написания сценария и препродакшена. Вильнев очень умно решил разделить книгу на два фильма, понимая, что переложить такой объём информации будет просто невозможно. И в процессе просмотра ты осознаешь масштабы и глубину этой вселенной. Данный фильм — только аперитив перед грядущим сиквелом. За это картину правда ругают, говоря, что она ощущается незаконченной и обрывистой. Отчасти это так, но в ретроспективе, при выходе продолжения, суммарно пятичасовый фильм должен окупить эти мелочи.

Я давно не испытывал такое во время просмотра кино. Я был полностью поглощён историей и ее размахом, она будто погружает тебя в транс и приковывает все твоё внимание. Картина завораживает настолько прекрасным и детализированным визуалом, что хочется поставить фильм на паузу и просто рассматривать каждый кадр, за которыми ощущается кропотливая и выверенная работа. «Дюна» работает просто на каком-то ином и космическом уровне.

Поскольку история бросает тебя с головой в этот поток лора, ты по началу просто теряешься и не знаешь, куда податься, ближе к середине фильма, экспозиция становится незаметнее и не настолько навязчивой.

Это не беспощадная экранизация, где нас бросают на произвол судьбы. Вильнев расставляет визуальные маркеры, чтобы зритель постепенно привыкал к правилам игры и уже на ассоциативном уровне доходил до определённых вещей. Это кино, которое доверяет зрителю, а он в свою очередь соглашается отправиться в это запутанное и непростое путешествие, наполненное огромным количеством непонятных терминов и имён. Разобраться во всем этом с первого раза кажется невозможно. Повторный просмотр должен ещё больше погрузить зрителя, который уже примерно понимает, что к чему.

При этом многие моменты отдаются на волю и фантазию смотрящего, то как функционирует этот мир, который выглядит визуально сдержанно. Это будущее где все кажется на своих местах, без вычурных побрякушек столь типичных для фантастики. Вильнев обходит эти штампы, как будто помещая эту историю будущего в сеттинг средневековья с их дворцовыми интригами и кровопролитными войнами за власть.

История движется не совсем по стандартной траектории, тем самым сложно понять, что ждёт тебя впереди, какое направление выберет фильм. Вильнев, деликатно, расставляя акценты, очень четко передаёт ощущение тревоги и постоянного напряжения, надвигающейся опасности.

Сюжет акцентирует внимание больше на каких-то ощущательных вещах, рассказывая историю посредством визуального языка. Поэтому просмотр «Дюны» получился настоящим кино опытом, про который говорил режиссёр, возмущаясь тем, что его проект хотели пустить сразу на стриминг. Такое кино противопоказано смотреть дома, только на большом экране с шикарным звуком, который является важным элементом погружения зрителя в историю.

Кино ощущаешься настоящим и тактильным. Съёмки на натуре и с практическими эффектами создают нужный уровень вовлечения, отсылая к фильмам прошлой эпохи, например, к тому же «Лоуренсу Аравийскому». Визуальные эффекты и продакшен, кажется, подняли планку на годы вперёд.

Тимоти Шаламе — идеальный кастинг для такого стоического, но в тоже время сомневавшегося героя, который не уверен, что ему по силам, то что его ждёт в будущем. Из неуверенного ребёнка он почтенно превышается в лидера, который готов вести за собой людей. Ребекка Фергюсон прекрасна в роли матери, являясь эмоциональной составляющей этого фильма. Остальной звездный каст все как на подбор. Проект мечты, на который они согласились, точно не раздумывая.

«Дюна» обязана окупиться. Нам нужен сиквел! Ожидая многое, я впервые за долгое время получил больше. Я как будто вернулся в прошлое, когда только начал познавать прелесть походов в кино, когда предвкушал просмотр, не зная что тебя ждёт впереди. Это брутальное, суровое и взрослое кино, которое умудряется быть утончённым и элегантным. Это умная и эпичная научная фантастика, которой давно уже не было на больших экранах.

9 из 10

Свернуть
17 сентября 2021
это все из-за спайса

«Дюна» — это по-настоящему культовый и великий роман. Он вдохновил Лукаса на создание «Звёздных войн», повлиял на всю научную фантастику разом, и подарил детям девяностых множество бессонных увлекател...

Развернуть

«Дюна» — это по-настоящему культовый и великий роман. Он вдохновил Лукаса на создание «Звёздных войн», повлиял на всю научную фантастику разом, и подарил детям девяностых множество бессонных увлекательных ночей за приставкой Sega. Это абсолютно монументальное произведение, желание экранизировать которое появилось сразу же после выхода книги в 1965 году.

Только в 1984 Дэвиду Линчу выпала честь поставить настолько масштабный проект. По мнению критиков и зрителей того времени, у известного визионера ничего не вышло, но автору романа, Фрэнку Герберту, всё очень даже понравилось. Затем в нулевые запускали парочку мини-сериалов, но они большого успеха тоже не снискали.

Теперь же у нас наступил 2021 год, и гораздо больший бюджет достался Дени Вильнёву, настоящему мастеру современного кино («Убийца», «Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие»). Получилось ли у него перенести культовую классику на экраны так, чтобы это было по-настоящему масштабно и понятно для людей, незнакомых с первоисточником?

И да, и нет. Вильнёв избрал очень медленный темп повествования, он долго погружает нас в историю дома Атрейдесов, которым в управление передали планету Араккис. На ней добывают специи — наиболее ценный ресурс во вселенной, благодаря которому возможны межзвёздные перелёты. Это провоцирует конфликт Атрейдесов и могущественного дома Харконеннов — свирепых и безжалостных воинов.

В центре сюжета, по традиции, молодой Пол Атрейдес, сын герцога, ещё абсолютно не готовый к переменам и власти. В картине его роль превосходно исполнил Тимоти Шаламе.

Эта картина невероятно красива и самобытна. Вильнёву удалось перенести ближневосточную эстетику так, что от визуала просто не оторвать глаз. Огромное внимание уделяется даже самым мелким деталям.

Основной минус — это ещё не конец истории, а только её начало. Что было дальше — можно узнать в книгах, потому что продолжения может и не быть. Конечно, Warner очень надеется на успех проекта, но он может и не принести хороших цифр, даже несмотря на роскошный актёрский состав — Ребекка Фергюссон, Оскар Айзек, Зендея, Джош Бролин, Джейсон Момоа и многие другие.

«Дюна» Дени Вильнёва — это великолепная кинофантастика, абсолютно штучный продукт. Даже если повествование обрывается почти что на полуслове, я всё равно настоятельно рекомендую посмотреть этот потрясающий фильм. Вам стоит всего лишь принять не самый быстрый темп и погрузиться в этот потрясающий мир «Дюны».

Свернуть
16 сентября 2021
Час настал Пол

«Дюна. Часть Первая» — это длинный, достойно исполненный тизер, и начало из космического пути, сделанное в 155 минут, заканчивающееся прямо по середине романа — в итоге, становясь хорошим развлечением...

Развернуть

«Дюна. Часть Первая» — это длинный, достойно исполненный тизер, и начало из космического пути, сделанное в 155 минут, заканчивающееся прямо по середине романа — в итоге, становясь хорошим развлечением.

Планета Арракис — изувеченная войной и тиранией аристократичных семей из знатных родов планета, покрытая песками, которая является единственным источником самого ценного ресурса во Вселенной — «Меланжа» (также это название носит спайс или специя). Он же наркотик-галлюциноген позволяющий осуществлять сверхсветовые путешествия космокораблей. Первый Дом — это милые и вдумчивые Атрейдесы — их собственная планета Каладан, похожая на Землю. При договоре с Империей, им выделяется в управление пустыня-Арракис.

Жители пустыни Арракиса, фримены, не очень хорошо относятся к тому, что ценный ресурс Специя/Меланж, разносится направо-налево среди знатных родов. Но уже много лет, своей воли они подчиняются дому Харконненов, особые злодеи, где власть над ними имеет барон Владимир Харконнен (правда с другой ориентацией). Однако, Герцог Лето со своей семьёй и воинами, желает закрепить с фрименами военные отношения, не просто выкачивая «Меланж» ради своих интересов.

Тимоти Шаламе впервые вливается в большой блокбастер, в котором смог реализовать себя прекрасно. Подросток Пол Атрейдес вполне органичен как полноценный защитник матери и пророк, видящий будущее наперёд. За ним, следуют и все остальные персонажи, в особенности Джейсон Момоа: персонаж которого настоящий друг и наставник Полу (хотя по книге, такая связь не сразу ощущалась), Дункан Айдахо хороший герой. Леди-Джессика от Ребекки Фергюсон отличный образ героини: она всегда, всегда на чеку при боязни и страхов Пола, прекрасно общающиеся на языке Бене Гессерит, помогающий им дать отпор соперникам. Шарлотта Рэмплинг интересна в роли преподобной матери Гайи-Елены-Махиямм, от ордена ведьм Бене Гессерит. Владимир Харконнен от Стеллана Скарсгарда, визуально, впечатляет вполне (по книге, он тоже воспринимается лысым злодеем), немногословен, но даёт свои указания на злодеяния: и всё-таки, здесь с ним Вильнёв упростил арку, так как в книге, он острый на язык, общающийся с Питером, который тоже в диалогах ярок, но не здесь, плюс при нападении (встреча Барона с матерью наследника) здесь увы. Герцог Лето Атрейдес хорошо проработан режиссёром и самим Оскаром Айзеком — всё экранное время, рассчитанное у него он выглядит убедительно, особенно его встреча с Бароном (хотелось детально увидеть этот тревожный момент) классный эпизод. Доктор ЮЭ тоже в целом зачётно: актёр впечатляет, роли предателей всегда интересны. Остальные персонажи распределены равномерно: Гурни, Раббан, Стилгар, Чани, Лайет Кайнс, и Суфир Хават. Если сиквел состоится, то и герои почти все переместятся, навстречу с новыми. Этого хотелось бы.

Визуально, присутствует своя же эстетика: Планета Каладан, сила которой Воздух и Вода; Планета Сардаукаров — Салуса Секунда с тёмно-серой цветокоррекцией, напоминающая даже оттенки фильма «Прибытие»; Гиди Прайм — родная планета зловещих Харконненов, облачённая в мрачно-чёрный вид. Грег Фрейзер — это конечно не Роджер Дикинс, который прекрасно снял «Лезвие 2049» с Дени Вильнёвым. Но его пустынный Арракис смотрится очень бодро, где постоянные пески под ногами героев. Гигантские Черви с размером 400 метров, здесь показаны умеренно, они опасны и непредсказуемы: средство для которых колотушка в песок, для усмирения. Поместье Атрейдесов Арракин выполнено также эстетично.

«Дюна. Часть Первая» — экранизация романа Фрэнка Герберта. Философская научная фантастика, большого масштаба. Тут, действительно необходимо реализовать оставшиеся события романа Герберта, сиквелом. Яркое начало космического пути на Арракис Полом Атрейдесом, о его довольно быстром взрослении, и принятии на себя ношу лидера, заглядывая своим внутренним даром вперёд. «Дюна» Вильнева, в целом, должна понравиться не только фанатам романа-первоисточника, но и тем, кто не знаком с книгой. Потому что этот фильм искренне отражает родительскую любовь, и любовь ребёнка к родителям. Косметично, Вильнёв хоть и упростил некоторые моменты по персонажам, зато детально, дал рассмотреть эту Вселенную, чего не совсем получилось у Дэвида Линча.

Свернуть
16 сентября 2021
Смотрите, даже если не читали книги

Фрэнк Герберт в своих романах создал огромную и хорошо описанную вселенную будущего, в которой самый ценный товар — вещество под названием меланж (или spice), оно нужно для межзвёздных полётов. Добыва...

Развернуть

Фрэнк Герберт в своих романах создал огромную и хорошо описанную вселенную будущего, в которой самый ценный товар — вещество под названием меланж (или spice), оно нужно для межзвёздных полётов. Добывают меланж только на планете Арракис, которая также известна как Дюна. За господство над этой планетой и развернётся борьба.

Поклонникам книг будет интересно посмотреть, каким окажется мир «Дюны» в новой экранизации, но стоит ли идти на фильм, если вы не читали книги?

К счастью, помимо книг есть ещё и игра, которую уж точно знают все — знаменитая «Дюна 2». Тем не менее режиссёр Дени Вильнёв старательно описывает в своём фильме мир Арракиса и устройство вселенной. Зрителю расскажут про фрименов, покажут планеты Атреидесов и Харконненов и объяснят как функционирует земляной червь. Первая половина фильма — это погружение во вселенную и знакомство с персонажами, новая «Дюна» разворачивается медленно. Захватывающая сцена будет лишь через час, после чего фильм постепенно разгонится и к концу перерастёт в бойню.

Здесь чувствуется стиль Дени Вильнёва, который старается скорее создавать образы и настроение, нежели рассказывать линейную историю. Режиссёр рисует песчаную планету, где очень тихо, лишь только шумят сборщики меланжа. С этой планеты император изгнал Харконненов и передал её Атрейдесам. Вместе с планетой, новым хозяевам досталась старая техника и обязательства по добыче. Харконненов такой расклад не устраивает, ведь они просидели на Арракисе много лет.

Тем, кто не читал книги и не знаком с миром Дюны, смотреть кино можно, это красивая фантастика, в которой зрителю рассказывают про мир постепенно, а не обрушивают весь сюжет на голову.

Из такого неторопливого повествования происходит и самый большой недостаток — фильм получился незаконченный, зрителю показывают самое начало длинной саги, где, очевидно, самое интересное — впереди. Бюджет проекта составляет 165 миллионов долларов, поэтому создатели фильма будут внимательно отслеживать реакцию зрителей. Будет ли продолжение, во многом зависит от сборов.

Свернуть
16 сентября 2021

Есть ли смысл писать пространный отзыв об очевидном? Думаю, нет!

Желающих высказаться по поводу вышедшей сегодня «Дюны» будет предостаточно: разница будет лишь в степени хвалебной витиеватости или...

Развернуть

Есть ли смысл писать пространный отзыв об очевидном? Думаю, нет!

Желающих высказаться по поводу вышедшей сегодня «Дюны» будет предостаточно: разница будет лишь в степени хвалебной витиеватости или уничижительной риторики.

Но в одном, бесспорно, все будут солидарны: ожидаемая многими высокобюджетная картина Вильнёва- безукоризненный образчик и наиярчайший представитель производственных мощностей студийного Голливуда.

Новая экранизация культового романа Фрэнка Герберта пример того, как должен выглядеть идеальный современный блокбастер, в каждом кадре которого виден титанических труд художественного отдела и CGI-специалистов, сумевших вылепить из безумных писательских фантазий настолько визуально достоверные и «живые» миры, что в их существования веришь безоговорочно, а от пустынного буйства планеты Арракис тупо перехватывает дыхание. Подобные картины созданы, чтобы наслаждаться ими только на большом экране. Визуальная составляющая, в разы усиленная IMAX-гигантизмом и музыкальной помпезностью обожаемого Ханса Циммера делают «Дюну» одним из самых запоминающихся киновпечатлений этого года, обязательных к просмотру, прежде всего, в кино.

Иного от блестящего визионера Вильнёва и не ждешь. Режиссерский метод угадывается с самого первого кадра: подчас претенциозная и отстраненная манера постановки канадца не дает скатиться картине в стандартный фиглярский блокбастер. Неспешность и обстоятельность вильнёвского подхода дают возможность зрителю посмаковать каждую секунду амбициозного проекта и раствориться в медитативной повествовательности, дабы не только восхититься визуальной феерией, но и успеть разобраться в политических хитросплетениях сюжета и переварить лавину новых имен и терминов.

Писать отзывы на картины подобного толка бессмысленно. Это ровно то, что ты ждешь. Особенно, учитывая все производственные вводные в основе. Отдельной оды заслуживает и невероятной харизмы актерский состав: каждому персонажу уделено ровно столько времени, чтобы не превратиться в фоновый шум для главного героя.

Но у «Дюны» есть один существенный минус: несмотря на богатство событийной фактуры, фильм трудно воспринимается как полноценная художественная единица. Не удивительно, учитывая, что экранизирована лишь первая половина романа. От того картина ощущается эдаким 2,5 часовым прологом к основным событиям, иллюзорным обещаем чего-то более эпичного и значимого. Опасный клифхэнгерский приёмчик! Тем более в проекте, всецело зависящим от прихоти капризной публики- если зритель не проголосует монетой, то сгинет потенциальное продолжение в бескрайних голливудских дюнах зарубленных сиквелов. Так что скрестим пальцы и пожелаем хорошей кассы! Благо, в запасе у нас есть литературный первоисточник (в ожидании и ознакомлюсь с гексалогией)

Вердикт: Кулик в восторге от этого болота!

Свернуть

Расписание